реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ операций коммерческих банков с векселями

Ремитент лицо, в пользу которого выписан переводный вексель (тратта), первый векселедержатель. В качестве ремитента может выступать как третье лицо, так и векселедержатель. Указание ремитента - обязательный реквизит векселя по женевскому Единообразному вексельному закону.

1.12 Подпись векселедателя

Неотъемлемой частью содержания простого или переводного векселя является подпись векселедателя или трассанта, отсутствие подписи векселедателя в простом и трассанта в переводном векселе делает последний лишенным всякого смысла. Без подписи нет письменного обязательства, нет векселя. В отличие от текста векселя подпись векселедателя должна быть проставлена на векселе собственноручно и притом рукописным путем. При этом перед подписанием в случае выписки векселя юридическими лицами необходимо проставить обозначение (можно посредством штампа) наименования фирмы. Если вексель подписан без полномочий или не в соответствии с представленными полномочиями, то сторона, поставившая свою подпись на векселе после его заполнения, несет ответственность в соответствии с условиями заполненного таким образом векселя.

Подпись должна быть выполнена таким образом, чтобы она позволяла индивидуализировать лицо, ее поставившее, поскольку "только подпись векселедателя (а в переводном векселе - акцептанта Акцептант - лицо, подписавшее акцепт в 3 или 5 значении.) определяет, кто плательщик по известному векселю, а не изложение векселя, будет ли в этом изложении указано одно лицо или несколько лиц". Установление лица векселедателя или его представителя необходимо для обеспечения возможного в будущем предъявления регрессного требования о платеже, а если вексель подписан от имени юридического лица для установления наличия соответствующих полномочий на это у лиц, подписавших вексель.

1.13 Протест векселя

Протест векселя в неплатеже, в неакцепте, в недатировании акцепта - нотариальные действия, имеющие целью обеспечить защиту интересов субъектов вексельного обязательства.

Протест векселя составляет обязательный элемент вексельного правоотношения, которое без него по общему правилу превращается в обычное обязательственное правоотношение, а его субъекты не могут реализовать преимущества векселя как ценной бумаги.

Под вексельным протестом понимается официально удостоверенное требование платежа и его неполучение. Векселедержатель и его уполномоченное лицо для совершения протеста должны предъявить неоплаченный вексель в нотариальную контору по месту нахождения плательщика или, если это домицилированные векселя, то есть векселя, подлежащие оплате у третьего лица, по месту нахождения этого лица, а для совершения протеста векселей в неакцепте и недатирования акцепта по месту нахождения плательщика.

Действующее законодательство предусматривает предъявление векселей в нотариальные конторы для совершения протеста в неплатеже на следующий день после истечения даты платежа по векселю, но не позже 12 часов следующего после этого срока дня. Для совершения протеста в неакцепте вексель должен быть представлен в нотариальную контору в течение сроков, установленных Положением для предъявления к акцепту, а если вексель был предъявлен к акцепту в последний день срока - не позднее 12 часов следующего после этого срока дня.

Совершение протеста векселя в неакцепте должно быть произведено в сроки, установленные для предъявления к акцепту. Если протестуется вексель, подлежащий оплате в определенный срок от предъявления, если первое предъявление такого векселя имело место в последний день срока, то протест может быть совершен и на следующий день. Последнее, имеет силу и в отношении протеста в неплатеже векселя сроками по предъявлении. Протест в неплатеже векселя сроками на определенный день или во столько-то времени от составления или предъявления должен быть совершен в один из двух рабочих дней, которые следуют за днем, в который вексель подлежит оплате. Если имело место совершение протеста векселя в неакцепте, предъявление его к оплате и совершение протеста в неплатеже не требуется.

Нотариальная контора в день принятия векселя к протесту предъявляет к плательщику или третьему лицу (домицилированный вексель) требование о платеже или акцепте векселя. Если после этого последует платеж, нотариальная контора, не производя протеста, возвращает вексель плательщику или третьему лицу (домицилианту) с надписью по установленной форме на самом векселе о получении платежа и других причитающихся сумм. Если плательщик сделал отметку об акцепте на переводном векселе, вексель возвращается векселедержателю без протеста. Если на требование произвести акцепт или платеж векселя плательщик (домицилиант) отвечает отказом, нотариусом составляется акт по установленной форме о протесте в неплатеже или неакцепте, одновременно он делает соответствующую запись в реестре, а также отметку о протесте в неплатеже или неакцепте на самом векселе. При невозможности установить место нахождения плательщика протест векселя совершается без предъявления требования о платеже или акцепте.

Домицилированный вексель вексель, имеющий оговорку о том, что он подлежит оплате третьим лицом (домицилиатом) в месте жительства плательщика или в другом месте. Такая оговорка проставляется на векселе векселедателем. Если домицилиат в ней не указан, он может быть назван плательщиком при акцепте. Домицилированный вексель предъявляется к оплате домицилиату, который не является ответственным по векселю лицом, а лишь своевременно оплачивает вексель за счет плательщика, предоставившего в его распоряжение необходимые средства.

Если протест совершен своевременно, то наступают следующие последствия:

1. органы суда вправе выдавать судебные решения по искам, основанным на протестованных векселях;

2. наступает ответственность по простому векселю надписателей, а в переводном надписателей и трассанта (векселедателя). Все лица, за исключением индоссантов, поместивших перед своей подписью слова "и без оборота на меня", являются солидарно ответственными перед векселедержателями. Последний вправе предъявить иск ко всем обязанным по векселю лицам (право регресса) или к одному из них, не считаясь с порядком подписей этих лиц на векселе. Оплативший вексель, в свою очередь, обращается с требованием к остальным и, получив требуемую сумму, передает уплатившему протестованный вексель;

3. векселедержатель, неся определенные издержки, вызванные совершением протеста векселя и неполучением платежа по нему, вправе требовать с обязанных лиц большую сумму, чем указано в векселе.

Согласно положению величина обратного требования векселедержателя включает в себя следующее:

1. неуплаченную вексельную сумму с процентами, если они были предусмотрены;

2. 6% годовых, начиная со дня срока платежа по векселю по день удовлетворения;

3. пеню в размере 3% годовых, считая со дня срока платежа по день действительного получения векселедержателем от кого-либо из обязанных лиц требуемых денег.

Чем позже произойдет выкуп протестованного векселя, тем больше сумма требования по нему. Каждый из обязанных по векселю лиц, выкупив протестованный вексель, может вычеркнуть в векселе как свою собственную, так и надписи следующих за ним надписателей, так как, оплатив вексель и получив его обратно, он вновь становится кредитором векселедателя и всех тех лиц, от которых этот вексель дошел к нему по надписям. Надписи же последующих за ним надписателей он вычеркивает потому, что позднейшие, следующие за ним надписатели также перестают нести какую-либо ответственность по векселю. Если он вычеркнет и какие-либо из верхних надписей, то тем самым уменьшит число ответственных перед собою лиц, так как зачеркнутые после протеста надписи должны считаться уничтоженными.

В акте о протесте векселя указываются: дата совершения протеста, фамилия и инициалы нотариуса, наименование нотариальной конторы, наименование законного держателя векселя, реквизиты векселя, срок платежа, сумма, на которую выдан вексель, наименование акцептанта или плательщика, указание о предъявлении векселя к платежу (акцепту) и неполучении платежа (акцепта), место совершения протеста, номер реестра, отметка о взыскании госпошлины или тарифа, подпись и печать нотариуса.

1.14 Правовое регулирование

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим вексельные отношения в Российской Федерации, является Федеральный закон "О переводном и простом векселе", вступивший в законную силу с 18 марта 1997 г. (с момента его официального опубликования в "Российской газете" от 18.03.1997 № 53) [14].

С одной стороны, Законом установлено, что на территории России применяется Положение о переводном и простом векселе, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341. Данное Положение было введено в действие с 25 февраля 1937 г. в связи с присоединением СССР к Конвенции от 7 июня 1930 г., устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях.

С другой стороны, Закон дополнительно установил ряд новых и самостоятельных норм, регулирующих вексельные отношения:

1. по векселям вправе обязываться только граждане и юридические лица РФ (организации-резиденты, созданные по российскому законодательству). Это не означает, что на территории РФ запрещается оборот векселей, выпущенных иностранными эмитентами. Однако российское вексельное законодательство к основанным на таких векселях отношениям применяться не должно;

2. Российская Федерация, субъекты РФ, административно-территориальные образования вправе обязываться по векселям только в случаях, предусмотренных законом.

По нашему мнению, упомянутое ограничение касается участия Российской Федерации, ее субъектов, а также административно-территориальных образований в вексельных отношениях в качестве векселедателей.

По одному из рассмотренных дел Президиум ВАС РФ отменил вынесенные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение, порекомендовав при новом рассмотрении учесть положения ст.2 Федерального закона "О переводном и простом векселе", ограничивающие право РФ, субъектов РФ и административно-территориальных образований (города, районы, сельские поселения и т.д.) обязываться по векселям [11]. Между тем по обстоятельствам дела администрация района выступала в качестве первого векселедержателя, и иск был предъявлен к администрации (наряду с другими соответчиками) как к лицу, передавшему вексель по индоссаменту.

По видимому, Президиум ВАС РФ исходил из того, что поскольку индоссанты относятся к числу так называемых иных обязанных по векселю лиц (об этом речь пойдет дальше), то, передав вексель по индоссаменту, администрация района обязалась нести ответственность по этому векселю, что допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Однако, полагаем, что ст.2 Федерального закона "О переводном и простом векселе" ограничивает не любое участие соответствующих государственных образований в вексельных отношениях. Она ограничивает их право выступать в этих отношениях именно в качестве векселедателей (плательщиков по переводном векселю). Обязаться по простому векселю значит выдать его, то есть совершить сделку, следствием которой станет принятие на себя обязанности осуществить платеж по требованию держателя векселя. Индоссант же приобретает и впоследствии передает вексель вовсе не для того, чтобы возложить на себя какую-либо ответственность по векселю. Он ставит перед собой совершенно иные цели как правило, это расчеты со своими должниками и кредиторами.

3. в отношении векселя, выставленного к оплате, проценты и пеня выплачиваются в порядке, предусмотренном ст.395 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) [2];

4. вексель может быть составлен только на бумаге (бумажном носителе). Выпуск так называемых бездокументарных векселей не допускается;

В связи с принятием Закона не подлежит применению Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. № 1451-1 "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР", которое сыграло большую роль в становлении и развитии вексельного обращения в стране.

На территории России применяется также Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, которая вступила в силу для СССР с 25 ноября 1936 г.

Помимо Федерального закона "О переводном и простом векселе" и Положения о переводном и простом векселе (так называемое специальное вексельное законодательство), сделки, связанные с векселями, регулируются также и общими нормами гражданского законодательства о сделках и обязательствах (ст.ст.153 - 181, 307 - 419 Гражданского кодекса РФ). Исходя из этого, в случае отсутствия специальных норм в вексельном законодательстве следует применять общие нормы гражданского законодательства с учетом особенностей вексельных сделок [7].

Кроме того, достаточно интересные рекомендации по многим вопросам порядка использования векселей в хозяйственном обороте изложены в Письме Центрального банка РФ (ЦБ РФ) от 9 сентября 1991 г. N 14-3/30 "О банковских операциях с векселями". Данный документ непосредственно основан на нормах действующего вексельного законодательства и достаточно актуален не только для банков, но и для других хозяйствующих субъектов.

Глава 2. Операции коммерческих банков над векселями

2.1 Функции коммерческих банков

Коммерческий банк основное звено кредитной системы стран с рыночной экономикой; универсальное кредитно-финансовое учреждение, главной задачей функционирования которого является привлечение денежных средств населения и предприятий в виде вкладов и размещение их от своего имени среди физических и юридических лиц на условиях возвратности и платности. Большинство современных коммерческих банков организовано в форме акционерного общества. Существуют также банкирские дома, принадлежащие отдельным банкирам или партнерам. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и представляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Финансовые посредники выполняют, таким образом, важную функцию, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.

Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая кредиты, прием депозитов, расчеты и т.д. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы.

Между коммерческими банками и другими видами кредитно-финансовых учреждений нет "китайской стены". Их деятельность тесно переплетается и выражается в сотрудничестве и взаимодействии по одним линиям, и конкуренции по другим в процессе деятельности коммерческих банков создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, комбанк создает новое обязательство депозит, а выдавая ссуду новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств и обмена их на обязательства других контрагентов составляет основу, суть финансового посредничества.

Коммерческие банки ведут активные и пассивные операции (рис.3). Пассивные операции связаны с формированием ресурса банка, а активные операции это операции с размещением собственных и привлеченных средств.

Рисунок 3 Операции коммерческих банков

Операции с ценными бумагами, осуществляемые коммерческими банками, концентрируются в рамках фондового (инвестиционного) отдела каждого банка, покупающего и продающего их как за счет средств банка, так и по поручениям клиентов. Кроме того, фондовые отделы могут заниматься организацией эмиссии (выпуска) и реализации ценных бумаг предприятий, организаций, ведомств, осуществлять хранение или управление портфелем ценных бумаг клиента за соответствующее комиссионное вознаграждение. В зависимости от видов ценных бумаг, которые участвуют в сделке, все банковские операции с ними подразделяются на фондовые и коммерческие (с коммерческими ценными бумагами). Исходя из их функционального назначения - на эмиссионные; торговые (купля-продажа); сохранные (по хранению); доверительные (по доверительному управлению); залоговые; гарантийные. При этом к инвестиционным операциям банков относятся только торгово-комиссионные операции с фондовыми ценными бумагами [33]. Можно выделить как чисто инвестиционные банковские операции (для которых характерно наличие двух основных характеристик: вложения средств и получения прибыли), так и квази-инвестиционные операции, для которых характерно наличие лишь одной из указанных характеристик. Инвестиционными операциями банков считаются операции с ценными бумагами третьих лиц по их купле-продаже, причем покупки банком собственных акций могут рассматриваться как квази-инвестиции, поскольку присутствует только один из характерных признаков факт сложения средств, так как обычно дивиденды по акциям, находящимся в собственности акционерного общества, не начисляются. В качестве другого вида квази-инвестиционных операций выступают те операции, в которых банк является эмитентом ценных бумаг. В этом случае присутствует также только один из характерных признаков - наличие прибыли как результата данных операций, а факт вложения средств осуществляется тем, кто покупает ценные бумаги, выпущенные банком. В зависимости от характера осуществления все инвестиционные операции с ценными бумагами подразделяются на добровольные и принудительные (обязательные). К последним, например, относятся операции с государственными ценными бумагами, когда от покупки ценных бумаг банк уклониться не имеет права. Среди добровольных инвестиций можно условно выделить активные и пассивные. Активные инвестиционные операции направлены на быстрое извлечение прибыли от изменения курса ценных бумаг и носят спекулятивный характер, пассивные - наоборот, ориентированы на длительные сроки хранения ценных бумаг в целях получения доходов от процентов по ним. Все инвестиционные банковские операции также классифицируются как собственные (проводимые за счет банка) и клиентские (доверительные), осуществляемые за счет средств и по поручению клиентов. Для стратегического и тактического управления всеми указанными видами инвестиционных операций банков фондовым (инвестиционным) отделом разрабатываются основные направления инвестиционной политики, выносимые на рассмотрение и утверждение правления банка. Разработанный банком документ об основных направлениях инвестиционной политики должен включать следующие разделы и положения: основные цели инвестиционной политики (ориентацию на активные либо пассивные инвестиции); определение лимитов (доли) квази-инвестиционных операций в активе и пассиве баланса; ответственность руководителей и ответственных исполнителей за качество инвестиционных операций; примерный состав и структура инвестиций; приемлемый уровень качества и сроки погашения ценных бумаг; основные требования к диверсификации структуры портфеля инвестиций; механизм корректировки состава портфеля; порядок доставки и хранения: механизм страхования; расчет потенциальных прибылей и убытков; разработка компьютерного обеспечения. Центральный банк может устанавливать требования в отношении качества обязательств, сроков погашения, степени диверсификации, ликвидности и доходности ценных бумаг в инвестиционном портфеле банка, которые тоже должны найти отражение в указанном выше документе. В нем также уточняется перечень услуг банков по инвестиционному обслуживанию. В том числе: участие в эмиссионно-учредительской деятельности клиента; оказание консультаций по соответствующему кругу вопросов; согласование юридических вопросов при заключении сделок; гарантирование размещения ценных бумаг; выдача обязательства купить весь выпуск ценных бумаг, если на него не подпишутся инвесторы; размещение ценных бумаг, во-первых, путем покупки ценных бумаг по более низкой цене и продажи их клиентам по номиналу; во-вторых, путем покупки акций учредителей и организации подписки собственными силами по более высокой цене; проведение доверительных операций; ведение переговоров, представительство. Соответственно доходы банков от инвестиционных операций складываются из процентов по ценным бумагам, увеличения их курсовой стоимости; комиссионных, разницы между ценой покупки и продажи.

Инвестиционный портфель банка строго структурируется законом. Это означает, что государство устанавливает норму процента, согласно которой определенная часть (до 90%) должна состоять из ценных бумаг государства, остальная частных предприятий. Первичное размещение всех видов ценных бумаг правительства происходит в порядке аукционной продажи, где в первую очередь удовлетворяются заявки, предлагающие наивысшую цену (ставку). Вторичное обращение происходит на внебиржевом рынке. Рынок создает группа дилерских фирм, ведущих активные операции по покупке и продаже государственных обязательств. В условиях экономического спада правительство через центральный банк старается стимулировать хозяйственную активность и покупает у дилеров государственные обязательства, увеличивая их резервные счета. В условиях инфляционного бума государство продает дилерам свои обязательства и тем сокращает их ликвидность. Корпоративные облигации в гораздо большей степени, чем государственные подвержены риску неплатежа. Банки покупают только высококлассные бумаги в соответствии с оценкой кредитными агентствами связанного с ними риска.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.