реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ конкурентоспособности страховых компаний

На практике в некоторых методиках используется присвоение весов отдельным показателям с точки зрения их значимости для рейтинговой оценки. Затем взвешенные показатели складываются, и получаемая числовая величина служит основой для ранжирования страховщиков.

Однако определение весов и их обоснованность - еще одно слабое место в любой методике рейтинговой оценки. Вес не является ни экономической, ни физической величиной, поэтому определение его размера достаточно субъективно, что усиливает влияние человеческого фактора на полученное значение рейтинга.

Несмотря на различия в совокупности избираемых показателей, критериях оценки и применяемой шкалы значений рейтинга, используемый в зарубежных методиках комплексный подход к анализу конкурентоспособности страховщика апробирован в течение нескольких десятилетий. Практически все действующие за рубежом методики оценки характеризуются единым методологическим подходом, ориентацией в первую очередь на непрофессиональных пользователей рейтингов (и по простоте трактовки, и по доступности) и охватом значительного количества как национальных, так и международных страховых компаний.

В то же время использование зарубежных показателей без их адаптации к условиям РФ затруднено различиями в нормативно-правовой базе, формами отчетности и особенностями страхового рынка страны.

Появляющиеся отечественные разработки в части рейтинговой оценки пока не отличаются ни комплексностью анализа (в основном проводится количественная оценка конкурентоспособности страховой компании), ни ориентацией на потребителя (трактовка и рейтинговая шкала нередко сложна для понимания, рейтинги публикуются только в специализированной литературе и т.п.), ни охватом рынка (собственно рейтинги были присвоены не более 20-30 страховщикам).

В силу вышесказанного возникает необходимость в разработке на основе имеющегося опыта единого подхода к рейтинговой оценке конкурентоспособнеости страховых компаний, с учетом которого специализированные агентства и оценщики могут разрабатывать собственные методики.

2. Анализ конкурентоспособности страховых компаний на примере ОСАО «Ингосстрах»

2.1 Краткая характеристика компании

ОСАО «Ингосстрах» работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года. Компания занимает лидирующие позиции среди российских страховых компаний по сумме страховых взносов по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни.

«Ингосстрах» имеет право осуществлять все виды страхования (с учетом специализации страховщиков), установленные ст.32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также перестраховочную деятельность. Одна из особенностей «Ингосстраха» - глубокое знание тех рынков и сфер деятельности, по которым осуществляется страхование.

«Ингосстрах» входит в состав страховой группы, которая осуществляет деятельность преимущественно в Российской Федерации, но также расширяет свое присутствие в СНГ и странах Европы.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ОСАО «Ингосстрах» по прямому страхованию в 2006-2007 годах (млрд. руб.)

Виды страхования

2006

Прирост

к 2005

2007

Прирост

к 2007

Текущая доля рынка

Страховая премия (всего)

30,50

22,1%

35,09

15,1%

7,3%

1. по добровольному страхованию:

26,66

22,1%

30,70

15,2%

7,6%

по личному (кроме страхования жизни)

3,34

30,6%

4,41

31,9%

5,0%

по имущественному (кроме страхования ответственности)

20,87

21,9%

23,74

13,7%

8,8%

по страхованию ответственности

2,44

14,1%

2,55

4,5%

12,7%

2. по обязательному страхованию, в том числе:

3,83

22,2%

4,39

14,5%

1,2%

по ОСАГО

3,83

22,2%

4,39

14,5%

6,2%

Сбор премии в 2007 году составил 38,9 млрд. рублей, на 14,2% превысив показатели 2006 года. Чистая прибыль компании достигла 2,1 млрд. рублей. Такие высокие показатели деятельности были достигнуты за счет высокого результата по страховой деятельности. За счет роста прибыли собственные средства компании увеличились за год на 22,8% до 10,5 млрд. рублей.

Таблица 2 - Прибыль и убытки ОСАО «Ингосстрах» на 30.09.2008 год.

Наименование показателя

На

30.09.2008г.

Выручка, тыс. руб.

34 744 284

Валовая прибыль, тыс. руб.

5 117 819

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) (непокрытый убыток), тыс. руб.

1 487 587

Рентабельность собственного капитала, %

16,70%

Рентабельность активов, %

3,29%

Коэффициент чистой прибыльности, %

4,28%

Рентабельность продукции (продаж), %

14,73%

Оборачиваемость капитала, раз

1,70

Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб.

-

Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса

-

Высокие финансово-экономические показатели и большая степень прозрачности ОСАО «Ингосстрах» подтверждены международными и российскими рейтинговыми агентствами.

Таблица 3 - Ликвидность «Ингосстрах», достаточность капитала и оборотных средств на 30.09.2008 год

Наименование показателя

На 30.09.2008г.

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

2 468 077

Индекс постоянного актива

0,80

Коэффициент текущей ликвидности

1,54

Коэффициент быстрой ликвидности

1,53

Коэффициент автономии собственных средств

0,20

В 2007 году кредитный рейтинг компании был повышен международным рейтинговым агентством Standard&Poor's до инвестиционного уровня «BBB-». Прогноз по рейтингу стабильный. По мнению агентства, повышение рейтинга отражает заметное улучшение качества инвестиционного портфеля и положительную историю работы управленческой работы компании. Кроме того, в них учитывается постепенный рост конкурентных преимуществ ОСАО «Ингосстрах» в Российской Федерации, связанный с интенсивным развитием услуг индивидуального страхования и стабильно хорошими операционными показателями компании.

Основные факторами, определяющими рейтинг являются:

1. Сильная инвестиционная политика «Ингосстрах» (в этом отношении компания опережает другие российские компании - аналоги,) позволяющая диверсифицировать инвестиционный портфель по объектам инвестирования, качеству риска, а также по валюте - национальной и иностранной. Качество инвестиционного портфеля за последние три года заметно повысилось.

2. Высокое качество управленческой команды, способной ежегодно добиваться целей своей амбициозной стратегии развития, направленной на то, чтобы сделать ОСАО «Ингосстрах» ведущей универсальной страховой компанией России.

3. Последние три года группа компаний «Ингосстрах» демонстрирует устойчивые и высокие результаты операционной деятельности, несмотря на рост конкуренции на рынке.

4. Явные конкурентные преимущества группы компаний «Ингосстрах» на российском рынке, обусловленные устоявшейся репутацией и опытом работы на международных рынках. Компан6ия лидирует в сегментах страхования крупных коммерческих рисков и перестрахования, имеет сильные позиции на рынке индивидуального страхования.

5. ОСАО «Ингосстрах» пользуется высокой репутацией на российском рынке, поэтому можно с высокой степенью уверенности предположить успех публичного размещения его акций или долговых ценных бумаг.

В очередной раз компания получила наивысший рейтинг финансовой устойчивости российским рейтинговым агентством Эксперт РА на уровне А++.

В краткосрочной перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе страховой деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств по страховым договорам даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

«Ингосстрах» характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и обладает потенциалом для сохранения существующего уровня платежеспособности и дальнейшего улучшения показателей своей деятельности.

Анализируя развитость и устойчивость клиентской базы страховщика, отмечается, что ее размер высокий во всех основных для компании видах страховой деятельности. Для «Ингосстраха»характерна низкая зависимость от крупнейших клиентов. Доля постоянных клиентов достаточно высокая (по договорам с физическими лицами: доля постоянных клиентов во взносах - 0,71, по договорам с юридическими лицами: 7 из 10 крупнейших клиентов компании сотрудничают с ней более 2 лет).

2.2 Анализ основных факторов, обуславливающих конкурентное положение ОСАО «Ингосстрах»

Российский рынок страхования принадлежит к одному из наиболее динамично растущих сегментов финансового рынка в России. Для примера в РФ страхование менее 20 %, а в развитых странах 90-95 %.

Ключевым среди факторов эволюции страхового рынка можно считать специализацию страховых компаний и её влияние на их сравнительную конкурентоспособность, зависимость эффективности деятельности страховых компаний от её размера (суммы привлеченных премий), воздействия органов исполнительной власти на структуру рынка (количество страховых организаций).

Количественные и качественные параметры страхового рынка.

По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на 1 января 2008 года в государственном реестре страховщиков значится 857 компаний, включая перестраховочные. За год количество страховщиков сократилось на 61 компанию. Несмотря на снижение общего числа страховых компаний, их совокупный уставный капитал за год вырос на 5,1% - с 150,2 млрд. рублей до 157,8 млрд. рублей.

По итогам 2007 года больше половины (53%) всех страховых сборов на рынке (здесь и далее, если не указано ионе, под рынком понимаются общие сборы без учета премий по обязательному медицинскому страхованию) приходится на крупных страховщиков федерального уровня, обладающих уставными капиталами более 1 млрд. рублей их доля на рынке увеличилась на 3,6 процентных пункта.

В 2007 году страховой рынок сделал очередной шаг в своем развитии. Несмотря на сокращение количества участников страхового рынка, объем совокупных страховых премий на рынке по прямому страхованию вырос на 19,5% по сравнению с прошлым годом, составив 486,1 млрд. рублей (в 2006 году темп прироста премии составлял 16,2%).

В 2007 году продолжался процесс концентрации рынка. На первые 20 компаний, включая группу «Росгосстрах», пришлось 63% премии против 60% в прошлом году. Рост рынка в 2007 году был обусловлен, в первую очередь, динамичным развитием добровольных видов страхования - по сравнению с 2006 годом темпы прироста увеличились с 15,8% до 20,7% в 2007 году. Основополагающими факторами роста стали:

- продолжающийся бурный рост в сегменте автокаско физических лиц, паркового страхования и ипотечного страхования;

- развитие реального страхования ответственности (космических рисков, гражданской ответственности, D&O, различных видов транспорта);

- позтитивная динамика по страхованию жизни, темпы прироста по которому составили 42% по сравнению со сборами в 2006 году.

По операциям обязательного медицинского страхования, которые, по сути, не несут страхового риска, компаниями было собрано 289,9 млрд. рублей, что больше уровня 2006 года на 42,2%. Выплаты По ОМС в 2007 году составили 278,1 млрд. рублей. Динамика премий и выплат определяется объемом бюджетных средств, выделяемых Правительством на обеспечение населения медицинскими услугами.

Общие выплаты на страховом рынке составили 203,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 25,8%. Коэффициент выплат составил 42% по сравнению с 40% в 2006 году. Наибольшим темпом увеличивались выплаты по страхованию имущества (прирост составил 41,4%). Выплаты по личному страхованию и страхованию ответственности росли на уровне 17% по каждому виду. Выплаты по ОСАГО увеличились на 23,5%. В ОСАГО сохраняется тенденция к опережающему росту объема выплат по сравнению с темпами роста количества договоров и объема премии. В первую очередь, это объясняется ростом страховой грамотности населения в отношении страхового возмещения при наступлении страхового случая, увеличением стоимости автопарка, более ответственным подходом страховщиков к выполнению своих обязательств, а также очищением рынка ОСАГО от недобросовестных и слабых страховщиков.

Текущее позиционирование ОСАО «Ингоссрах» на рынке.

По итогам 2007 года ОСАО «Ингосстрах» увеличило сбор премии по прямому страхованию и рискам, принятым в перестрахование, на 16% по сравнению с результатами 2006 года (по данным ФССН) - до 38,9 млрд. рублей. По добровольному страхованию, иному чем страхование жизни, сборы ОСАО «Ингосстрах» увеличились на 15,2% и составили 30,7 млрд. рублей. Наиболее выраженная положительная динамика страховой премии наблюдалась в личном страховании (кроме страхования жизни) - 31,9%. Сборы по данному виду страхования достигли 4,4 млрд. рублей, по имущественным видам - 23,7 млрд. рублей, по добровольному страхованию ответственности - 2,6 млрд. рублей. По ОСАГО сбор страховой премии составил 4,4 млрд. рублей (прирост - 14,5%). Объем премии по входящему перестрахованию увеличился на 25% до уровня 3,8 млрд. рублей.

Таблица 4 - Динамика страховых премий страхового рынка России (млрд. руб.)

Виды страхования

2004
год

Прирост
к 2003

2005
год

Прирост
к 2004

2006
год

Прирост к 2005

2007

год

Прирост к 2006

1 п/г 2008

Прирост к 1 п/г 2007

Страховая премия (всего):

471,6

9%

490,6

4%

610,6

24,4%

776,0

27,1%

476,2

24,5%

1. по добровольному страхованию:

320,4

-3%

291,1

-9,2%

337,1

15,8%

407,3

20,8%

249,7

19,7%

по страхованию жизни

1102,2

-32%

25,3

-75,2%

16,0

-36,8%

22,7

42,0%

8,7

-32,3%

иное, чем жизнь

218,2

21%

265,8

21,8%

321,4

20,9%

384,6

19,7%

241,0

23,1%

по личному (кроме страхования жизни)

52,9

27%

64,0

21%

77,0

20,3%

90,0

17,0%

72,1

27,0%

по имущественному (кроме страхования ответственности)

153,1

22%

185,6

21,2%

227,9

22,8%

274,3

20,4%

156,8

22,4%

по страхованию ответственности

12,2

-5%

16,2

32,8%

16,5

1,9%

20,3

22,8%

12,1

11,3%

2. по обязательному страхованию, в т.ч.:

151,2

47%

199,5

32%

273,2

36,9%

368,7

34,9%

226,5

30,2%

ОСАГО

49,2

98%

53,7

9,1%

63,9

19%

72,5

13,5%

39,2

13,3%

ОМС

97,2

32%

140,7

44,8%

203,5

44,6%

289,9

42,4%

180,6

35,6%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.