реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Фондовая биржа - это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации в целях ознакомления всех заинтересованных лиц регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг (ст. 24 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах).

Объединяя профессиональных участников рынка ценных бумаг в одном помещении, фондовые биржи создают условия для концентрации спроса и предложения, а также повышения ликвидности рынка в целом. Для бирж присуща определенная система организации торговли, к основным принципам которой относятся:

- проверка качества и надежности продаваемых ценных бумаг;

-установление на основе аукционной торговли единого курса на одинаковые ценные бумаги одного эмитента;

- гласность совершаемых на бирже операций.

Отличительной чертой биржи является некоммерческий характер ее деятельности. Для того чтобы извлекать высокую прибыль от работы биржи, потребовалось бы максимально увеличить сборы с ее членов, что вынудило бы часть из них искать иное место для совершения сделок. Доходы биржи ограничиваются суммами, необходимыми для обеспечения ее нормального функционирования и развития, и не используются на выплату дивидендов субъектам, внесшим свои средства в уставный капитал биржи.

В Республике Беларусь в соответствии со ст. 25 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» фондовая биржа должна быть образована в форме открытого акционерного общества.

Следует отличать учредителей фондовой биржи от ее акционеров и членов Членами фондовой биржи могут быть акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Устав и правила фондовой биржи должны предусматривать, что членство в ней доступно для любого профессионального участника рынка ценных бумаг. Необходимо отметить, что членами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные лица. При этом физическое лицо, обладающее долевым участием в уставном фонде члена биржи, не может быть руководителем или сотрудником другого члена биржи, а также служащим самой биржи.

Фондовая биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, расчетов и учета по сделкам, различные правила и другие документы, связанные с деятельностью биржи. При этом центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи, если они противоречат действующему законодательству, Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций, не может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительных услуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и др. [4,106 ].

В Республике Беларусь биржевой рынок представлен главным образом открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа Президента Республики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»

Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственным допустимым местом торгов. К таким бумагам, в частности, относятся: государственные кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь, облигации местных займов и ценные бумаги открытых акционерных обществ, прошедшие оценку качества и надежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.

Торги в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» организуются в рамках секции валютного рынка, секции фондового рынка и секции срочного рынка. Сделки с финансовыми активами заключаются только в электронных торговых системах. Участники торгов имеют возможность работать с использованием автоматизированных рабочих мест, расположенных в залах торгов, или установить удаленный торговый терминал в своем офисе.

В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членом Международной ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой, является содействие формированию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли [5,18 ].

Можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности биржи, является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективной торговли ценными бумагами.

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющей целью:

- оценить текущее и перспективное финансовое состояние;

- оценить возможные и целесообразные финансовые темпы;

- выявить доступные источники средств и оценить возможность их мобилизации.

Основной целью анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину.

Рынок государственных облигаций в настоящее время переживает не лучший период. Из всех секторов отечественного финансового рынка наиболее уязвимым в кризисный период оказался именно рынок ценных внутренних государственных заимствований. Фактически он вообще перестал функционировать. В этой связи возникает реальная опасность того, что рефинансировать погашение облигаций выпуском новых бумаг в текущем году вряд ли удастся.

Отсутствие спроса на государственные долговые инструменты наблюдалось уже в конце прошлого года. Начало процесса стагнации было положено в июле, когда Нацбанк принял решение повысить базовую ставку рефинансирования до 10,25 %. Причиной является рост темпов инфляции. За январь-июнь 2008 года инфляция составила 7,3 % против 3,6% за январь -июнь 2007 года.

Весь октябрь эмитент поддерживал предложение бумаг на первичном рынке, но спрос на них оказался нулевым. За месяц не было продано ни одной облигации. В ноябре и декабре Минфин вообще прекратил проводить аукционы по продаже новых выпусков, а также реализовать бумаги в ходе доразмещения. Таким образом, финансирование бюджета за счет выпуска долговых ценных бумаг прекратилось. Вместе с тем бюджет прошлого года не пострадал. Доходная часть превысила расходы на 1 трлн. Br, или 0,6% ВВП. Проанализируем объемы выпуска, размещения, погашения ценных бумаг и динамику структуры за предшествующие годы[6, 14].

Таблица 2.1 - Анализ структуры показателей по государственным ценным бумагам в Республике Беларусь

Наименование

2005

2006

2007

Динамика структуры

Сумма,

млрд.руб.

Уд. вес, %

Сумма,

млрд.руб.

Уд. вес, %

Сумма,

млрд.руб.

Уд. вес, %

2006/

2005

+/- п.п.

2007/

2006

+/- п.п.

объем выпуска

2136,6

44,2

3310,9

49,2

3225,2

45,4

+5

-3,8

объем размещения

1827,8

37,7

2248,3

33,4

2132,2

30,1

-4,3

-3,3

объем погашения

875,0

18,1

1167,9

17,4

1741,1

24,4

-0,7

+7,1

ИТОГО

4839,4

100

6727,1

100

100

100

-

-

Примечание. Источник: собственная разработка.

Наибольший удельный вес занимает объем выпуска по ценным бумагам. Самый значительный удельный вес в объеме выпуска занимает в 2006 году - 49,2%. В структуре всего объема удельный вес объема выпуска ценных бумаг в 2006 году по отношению к 2005 году увеличился на 5 процентных пунктов, а в 2007 году по отношению к 2006 году уменьшился на 3,8 процентных пункта. Наименьший удельный вес занимает объем погашения ценных бумаг. Самый значительный удельный вес здесь занимает в 2007 году - 24,5%. В структуре всего объема удельный вес объема погашения ценных бумаг в 2006 году по отношению к 2005 году уменьшился на 0,7 процентных пункта, в 2007 году по отношению к 2006 году увеличился на 7,1 процентных пункта..

Таблица 2.2 - Анализ динамики показателей по государственным ценным бумагам в Республике Беларусь

Наименование

2006/2005

2007/2006

Абсол. прирост, млрд. руб.

Темп роста, %

Абсол. прирост, млрд. руб.

Темп роста, %

объем выпуска

1174,3

155

-85,7

97

объем размещения

420,5

123

-116,1

95

объем погашения

292,9

133

573,2

149

ИТОГО

1887,7

139

371,4

106

Примечание. Источник: собственная разработка.

В 2006 году по отношению к 2005 году абсолютный прирост составил 1887,7 млрд. рублей (в том числе объем выпуска - 1174,3 млрд. рублей, объем размещения - 420,5 млрд. рублей, объем погашения - 292,9 млрд. рублей. Наибольшее поступление в 2006 году по отношению к 2005 году составило от объема выпуска ценных бумаг - 1174,3 млрд. рублей. Прирост составил 55%.

В 2007 году по отношению к 2006 году абсолютный прирост составил 371,4 млрд. рублей. Наибольшее поступление составило от объема погашения - 573,2 млрд. рублей.

В настоящее время ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» - единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общественная система биржевых торгов на всех основных сегментах фондового рынка - валютном, фондовом и срочном.

Для фондового рынка 2007 год прошел под знаком рекордного роста торговых оборотов. Такая позитивная динамика во многом стала возможной благодаря проведенной ОАО «Белорусской валютно-фондовой биржей» работе по развитию нормативной и технологической базы фондового рынка, запуску новых финансовых инструментов [6, 16].

Для наглядности проанализируем состав и структуру операций с ценными бумагами на фондовом рынке в Республике Беларусь за три года.

Таблица 2.3 - Анализ состава, структуры операций с ценными бумагами на фондовом рынке в Республике Беларусь

Наименование

2005

2006

2007

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Государственные

Ценные бумаги:

2699,6

57,7

3413

62,2

4368,5

65

Долгосрочные облигации

1299,9

48,2

1014,6

29,7

1937,1

44,3

краткосрочные облигации

1399,7

51,8

2398,4

70,3

2431,4

55,7

Негосударственные ценные бумаги:

1976,9

42,3

2078,3

37,8

2353

35,0

акции банков

1704,1

86,2

1821,6

87,6

2031,7

86,3

векселя

200,1

10,1

191,1

9,2

219,6

9,3

Облигации (ваучеры)

67,3

3,4

60,1

2,9

95,8

4,1

акции бирж

5,4

0,3

5,5

0,3

5,9

0,3

ВСЕГО

4676,5

100

5491,3

100

6721,5

100

Примечание. Источник: собственная разработка.

Таблица 2.4 - Анализ динамики операций с ценными бумагами на фондовом рынке в Республике Беларусь

Наименование

Прирост, млрд. руб.

Темп роста, %

2006/2005

2007/2006

2006/2005

2007/2006

Государственные ценные бумаги:

+713,4

+955,5

126,4

128

Долгосрочные облигации

-285,3

+922,5

78,1

190,9

краткосрочные облигации

+998,7

+33

171,4

101,4

Негосударственные ценные бумаги:

+101,4

+274,7

105,1

113,2

акции банков

+117,5

+210,1

106,9

111,5

векселя

-9

+28,5

95,5

114,9

Облигации (ваучеры)

-7,2

+35,7

89,3

159,4

акции бирж

+0,1

+0,4

101,9

107,3

ВСЕГО

+8148,8

+1230,1

117,4

122,4

Примечание. Источник: собственная разработка.

Наибольший удельный вес в составе ценных бумаг занимают государственные ценные бумаги: в 2005 году - 57,7%, в 2006 году - 62,2%, в 2007 году - 65%. Прирост за 2006 год в сравнении с 2005 годом составил 713,4 млрд. рублей, что на 26,4% больше чем годом ранее.

Прирост за 2007 год по отношению к 2006 году составил 955,5 млрд. рублей, а темп роста составил 128%.

Наибольшую долю в государственных ценных бумагах составляют краткосрочные облигации: в 2005 году - 51,8%, в 2006 году - 70,3% в 2007 году - 55,7%. Прирост по этому разделу составил в 2006 году - 998,7 млрд. рублей, что на 71,4% больше чем в 2005 году, а в 2007 году прирост составил 33 млрд. рублей. Темп роста - 101,4%. Удельный вес долгосрочных облигаций в общем объеме государственных ценных бумаг составил: в 2005 году - 48,2%, в 2006 году - 29,7%, в 2007 году - 44,3%. В 2006 году по отношению к 2005 году произошло снижение объема долгосрочных облигаций на 285,3 млрд. рублей, зато в 2007 году по отношению к 2006 году прирост составил 922,5 млрд. рублей.

Удельный вес негосударственных ценных бумаг в общем объеме ценных бумаг составил:2005 год - 42,3%, 2006 год - 37,8%, 2007 год - 35%. Прирост в 2006 году составил 101,4 млрд. рублей, что на 5,1% больше чем годом ранее, а в 2007 году - 274,7 млрд. рублей.

Наибольшую долю в негосударственных ценных бумагах составляют акции банков: 2005 год - 86,2%, 2006 год - 87,6%, 2007 год - 86,3%. Прирост за 2006 год составил 117,5 млрд. рублей, что на 6,9% выше, чем годом ранее.

Наименьшую долю в составе негосударственных ценных бумаг составляют акции бирж - 0,3%. Темп роста в 2006 году в сравнении с 2005 годом составил 101,9%, а в 2007 году по отношению к 2006 году - 107,3%.

В настоящее время лидером по облигациям в Республике Беларусь является ОАО «Приорбанк». На внебиржевом рынке ценных бумаг объем сделок купли-продажи увеличился на 45,9%, до 48,174 млрд. рублей. С акциями ОАО совершено 5 сделок на 1,431 млрд. рублей (рост в 5,6 раза), с акциями ЗАО - 174сделки на сумму 3,365 млрд. рублей ( снижение на 67.7%), корпоративными облигациями - 60 сделок на 43,378 млрд. рублей (увеличение на 94,2%).

По обороту на внебиржевом вторичном рынке ценных бумаг лидировали облигации Приорбанка, с которыми заключено 27 сделок на 17,128 млрд. рублей.

В биржевой торговой системе совершено 513 сделок купли-продажи акций, и их объем по сравнению с ноябрем сократился на 0,4% до 8,08 млрд. рублей. Сделок с расчетами за белорусские рубли заключено на 7,031 млрд. рублей (507сделок) и в долларах СШАВ - 6 сделок на 478,872 тыс. USD [7, 11].

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложенных в Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008- 2010 годы, утвержденные постановлением Совмина и Нацбанка от 21.01.2008 №78 /1. Ее реализация должна создать необходимые условия для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в нашей стране, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок капитала, способствующего привлечению инвестиций.

В Программе констатируется, что сегодня создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения ценных бумаг и существует устойчивая взаимосвязь между долгосрочными темпами экономического развития и уровнем развития рынка ценных бумаг, который способствует:

- росту объемов общественного производства за счет повышения эффективности перераспределения капитала в рамках национальной экономики;

- развитию высокотехнологичных отраслей и организаций;

- привлечению в экономику долгосрочных инвестресурсов;

- снижению стоимости ресурсов для развития реального сектора экономики;

- своевременной адаптацией национальной экономики к изменяющимся внешним условиям развития.

Жаль только, для Беларуси все это почему-то стало важным лишь сегодня, а не лет 10 назад. Теперь же государство намерено осуществлять регулирующую функцию в целях упорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к этому рынку и обеспечения его динамичного развития.

В Программе признается низкая ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг. Причинами, препятствующими развитию рынка акций, являются :

- ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях;

- высокий удельный вес (72,5 процентов) АО с долей госсобственности;

- особое право («золотой акции») государства на участие в управлении хозобществами (вводилось в 23 АО);

- ставка налогообложения доходов юридических лиц по операциям с ценными бумагами, равная 40 процентам.

Таким образом, на практике акции не выполняют своей основной функции по привлечению дополнительных денежных ресурсов.

Для активизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной правовой базы по следующим направлениям:

- оптимизация доли государства в акционерном капитале;

- снятие ограничений на отчуждение акций;

- отмена преимущественного права государства на приобретение долей (акций) в уставных фондах приватизированных предприятий, пользующихся различными формами господдержки;

- освобождение доходов АО, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, от уплаты налогов и сборов;

- поэтапное совершенствование системы налогообложения доходов от операций а акциями и облигациями.

Для развития рынка облигаций юридических лиц необходимо:

- изменить порядок налогообложения доходов, полученных от операций с облигациями;

- определить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;

- активизировать работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредством подготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении инвестиций.

Одной из приоритетных задач Программы назван выход на зарубежные фондовые рынки путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. Прока же 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится в госсобственности, выполнить это требование не удается.

В результате осуществления мероприятий по реализации Программы ожидается активизация процесса привлечения ресурсов, что выразится:

- в увеличении объема выпуска облигаций юридических лиц в 2008- 2009 г. на 100 процентов с последующим ежегодным увеличением на 20 процентов;

- в получении кредитных рейтингов эмитентов;

- в увеличении к 2010 году доли акций ведущих организаций республики и акций, находящихся в свободном обращении;

- в увеличении объемов вторичного рынка корпоративных ценных бумаг до 5 процентов к ВВП;

- в появлении возможности расчета капитализации рынка ценных бумаг, основанной на рыночных ценах, сложившихся в ходе биржевых торгов, за счет активизации процесса обращения этих бумаг;

- в снижении нагрузки на бюджет путем сокращения различных форм господдержки организациям и расширения практики привлечения инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг;

- в увеличении бюджетных поступлений за счет расширения состава плательщиков налога на доходы от операций с этими бумагами.

Заметим, что о потребности в благоприятном налоговом климате и информационной прозрачности говорилось еще 5-6 лет назад, а о необходимости отмены моратория на свободное обращение акций и ограничении введения «золотой акции» - с момента введения этих норм. Между тем мы до сих пор больше увлечены созданием препятствий на пути развития фондового рынка, чем его стимулированием. Это не позволило нашим институциональным и частным инвесторам накопить достаточно опыта и ресурсов, чтобы конкурировать сегодня с иностранным капиталом за белорусские предприятия. Теперь государство очередной Программой стремится убедить само себя в необходимости снятия барьеров, им же и созданных. А эмитентов и потенциальных инвесторов - в том, что все это всерьез и надолго [9, 19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях острейшей необходимости модернизации производства белорусских предприятий развитие фондового рынка может стать тем источником финансовых ресурсов, который позволит преодолеть существующий кризис недостаточного инвестирования. Даже при условии существования полноценного рынка ценных бумаг вполне возможно, что средства потенциальных инвесторов не поступят на фондовый рынок. Это может происходить по тем причинам, которые являются следствием взаимосвязи трех составляющих финансового рынка.

Во-первых, средства могут быть использованы на потребление. Основную часть инвестиций на фондовый рынок поставляет население. Если население имеет доходы, превышающие его расходы на потребление, то инвестиции увеличиваются наоборот. Увеличение занятости, рост заработной платы, снижение налогов способствует притоку капитала на фондовый рынок. Однако высокий уровень инфляции может привести к тому, что практически все средства населения будут использованы на потребление.

Во-вторых, инвесторы вместо биржевых активов могут отдать предпочтение любым другим способам использования средств. Конкуренция существует не только между реальными инвестициями и финансовыми вложениями, но и внутри секторов финансового рынка, например вложение средств в валюту, на депозиты в банк или для приобретения биржевых активов.

В-третьих, доходы могут быть инвестированы за границей, а такой инвестор становится международным. Выбор страны для инвестиций определяется базовыми рыночными законами и обусловлен социально-политическим или экономическим климатом в рассматриваемой стране, налоговой политикой правительства и т.д.

Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже затянулся на много лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем.

Фондовый рынок является наиболее приближенной реализацией к модели рынка с совершенной конкуренцией. Государство должно выступать только в качестве гаранта законности действий участников рынка. Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государственных органов равносильно нарушению естественного баланса сил спроса и предложения. Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее можно с достаточной уверенностью утверждать, что государственное регулирование экономики будет носить скорее негативный т.е. ограничительный характер, что особенно справедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономические традиции и устои.

Причиной потенциально негативного характера государственного регулирования является так называемая «диалектика регулирования». Предпосылками противостояния участников рынка и государственных органов являются различные цели их деятельности. Деятельность регулирующих органов, как правило, направлена на обеспечение безопасности, стабильности, в то время как участники рынка ставят своей максимизацию каких-либо показателей доходов, размера и т.д. при условии ограничения и ищут «дырки» в законах. Регулирующие органы реагируют на эти действия, закрывая существующие недостатки законодательства. Несмотря на тот факт, что эта борьба стимулирует финансовые инновации, выгоды и стоимость регулирования очень тяжело оценить, поскольку выгоды очевидны в краткосрочном периоде, а полная оценка убытков и потерь от регулирования требует намного больше времени.

Для оздоровления экономики необходимы смена экономических приоритетов и переход к использованию стимулирующих методов, таких, как налоговые льготы для инвесторов, бюджетная поддержка при развитии стратегических направлений экономики и т.д. Очень важно также предоставить возможность населению легализировать денежные средства в иностранной валюте. Для успешного решения данного вопроса целесообразно разрешить гражданам зарегистрировать свои валютные средства без указания на источник их поступления, т.е. без налоговых и штрафных санкций.

На начальном этапе своего развития фондовый рынок, безусловно, будет иметь спекулятивный характер. Это объективный закон, свойственный человеку, а не каким-либо искусственным механизмам. Лишь после появления участников рынка доверия к системе рынка, его организации, качеству государственного контроля и т.д., рынок ценных бумаг будет приобретать инвестиционный характер.

В целом проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что белорусский фондовый рынок испытывает большое количество разнообразных по своему характеру и влиянию проблем. Фактически единственным полноценным финансовым инструментом на белорусском рынке ценных бумаг являются государственные облигации. Однако и этот сегмент рынка испытывает достаточно серьезные трудности.

Последние несколько лет государственные органы власти и управления занимают более активную позицию в отношении национального фондового рынка по сравнению с предыдущим периодом существования рыночной экономики. Целенаправленная государственная поддержка позволяет ожидать в ближайшее время существенных изменений в сфере ценных бумаг. Однако только после разрешения целого комплекса проблем рынок ценных бумаг может стать полноценным механизмом привлечения и заимствования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования различных форм собственности, а также государственными органами власти и управления.

Хотя процесс реформ иногда и приобретает обратный характер, в целом в регионе наблюдается поступательный процесс. Развитие рынка ценных бумаг является жизненно необходимым элементом в этом процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2006. - 143 с.

2. Килячков А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое бело: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 164 с.

3. Новик С.В. Рынок ценных бумаг: Белорусские перспективы. - Мн.: Альвена, 2001. - 112 с.

4. Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. - М., 1996. - 198 с.

5. Тихонов Р.Ю. Рынок ценных бумаг. - Мн., 1999. - 147 с.

6. Лопатин Д. ГКО: кризис на рынке внутренних заимствований // Новая экономическая газета. - 2009. 14 апреля. - С. 24

7. Федорова А. Лидер по облигациям - Приорбанк // Новая экономическая газета. - 2009. 3 февраля. - С. 24.

8. Статистический ежегодник / Сост. В.И. Зиновский, И.А. Костевич, В.Г. Михно, В.С.Метеж, Е.И. Кухаревич, Е.М. Палковская. - /Министерство статистики и анализа РБ/ 2008 г., Мн.: 2008 г. С. - 552-553.

9 Тимошенко О. Перспективы развития ценных бумаг // Новая экономическая газета. - 2008. 2 марта. - С. 24.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.