реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ деятельности Сбербанка Российской Федерации (отдел корпоративного кредитования)

В целях развития кредитного рынка необходимо совершенствовать и правовые возможности кредитных организаций в отношении секьюритизации активов.

В целях развития системы кредитования банками малого и среднего бизнеса требуется осуществить разработку и реализацию подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования малого бизнеса, в частности на установление облегченных процедур предоставления небольших по объему ссуд (в том числе на предоставление банкам права осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в размере до 300 тыс.рублей по упрощенной схеме) и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов. Аналогичные подходы могут быть применены и в потребительском кредитовании.

Важное место в области небанковского финансирования реального сектора экономики занимает развитие микрофинансовых организаций, ориентированных в первую очередь на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах населения отдаленных районов, малых предприятий и микропредприятий. Деятельность микрофинансовых организаций осуществляется на принципах дополнения банковского предложения в секторах, не занятых банками в силу низкого экономического интереса или других существенных причин, что приводит к ускорению развития и банков, и небанковских микрофинансовых организаций. Существующее законодательное регулирование деятельности микрофинансовых организаций требует дальнейшего комплексного совершенствования. В рамках развития организованных форм сбережений актуальной является задача расширения кредитной кооперации, являющейся элементом микрофинансовых организаций, как особой формы финансового посредничества.

Важное значение для развития рынка банковских услуг и экономики в целом имеет развитие потребительского кредитования. Будут разработаны меры по созданию более благоприятных правовых условий для развития потребительского кредитования. Одновременно требуется разработать меры по обеспечению гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формированию механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения.

Предусматривается установление права потребителя на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, прежде всего о размере начисляемых по кредиту процентов, порядке их начисления. Предполагается также установить обязанность кредитора предоставлять указанную информацию потребителю, а также определить ответственность кредиторов за предоставление недостоверной или неполной информации.

Предусматриваются меры по снижению рисков невозврата потребительского кредита.

Важной задачей в сфере оптимизации и упрощения правил проведения банковских операций является нормативно-правовое регулирование синдицированного кредитования в целях обеспечения четкого распределения рисков, юридической ответственности и налоговых последствий между участниками синдиката.

Необходимо улучшить правовые условия функционирования рынка производных финансовых инструментов, приобретающего существенное значение для развития рынка банковских услуг и защиты кредитных организаций от рисков. В связи с этим предстоит внести в законодательство Российской Федерации поправки, обеспечивающие юридическую защиту сделок с производными финансовыми инструментами.

В целях снижения размера рисков банковского сектора предстоит рассмотреть возможность создания условий для развития страхования кредитных рисков и привлечения на российский рынок иностранных страховых организаций, занимающихся страхованием указанных рисков.

Одним из инструментов оценки и снижения кредитных рисков является получение банками в бюро кредитных историй информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками. Необходимо создать условия для функционирования бюро кредитных историй на коммерческой основе при обязательном обеспечении прав субъекта кредитной истории (как юридического, так и физического лица).

В целях укрепления ресурсной базы кредитных организаций требуется сократить издержки, связанные с выходом на рынок ценных бумаг, снять ограничения на выпуск кредитными организациями облигаций, обусловленные размерами их уставного капитала, учитывая, что привлечение кредитными организациями денежных средств регулируется нормативами ликвидности, а также требованиями, касающимися организации управления рисками и внутреннего контроля.

В целях снижения административной нагрузки на банки и создания благоприятных условий для развития банковской деятельности Правительством Российской Федерации будут приняты меры по снятию с банков несвойственных им функций.

Созданию надлежащих условий для развития банковской деятельности будут способствовать продолжение процесса реформирования судебной системы, дальнейшее развитие внесудебных процедур разрешения споров, включая повышение роли третейских судов при решении споров, возникших в сфере финансовых отношений, и использование специальных примирительных процедур.

Обслуживание депозитов и сбережений населения

Одним из условий качественно нового этапа развития операций банков с реальным сектором экономики является создание устойчивой среднесрочной и долгосрочной ресурсной базы.

Ключевым фактором решения данной стратегической задачи является рост вкладов населения. Предпосылками увеличения вкладов населения в банках являются:

повышение реальных доходов населения;

реализация положений Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”;

укрепление устойчивости кредитных организаций и банковского сектора в целом;

развитие правовых основ защиты интересов кредиторов и вкладчиков;

повышение доверия клиентов и вкладчиков к финансовым посредникам;

сохранение института банковской тайны, в том числе тайны вклада;

расширение состава банковских продуктов для привлечения средств населения.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что принятие Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” обеспечивает необходимую правовую базу для государственной защиты интересов вкладчиков, особенно тех, кто имеет небольшие сбережения. Тем самым создаются условия как для увеличения притока вкладов в банковский сектор, так и для развития конкуренции меду банками в сфере привлечения вкладов.

В рамках практических мероприятий по функционированию системы страхования вкладов будет принят комплекс мер, направленных на минимизацию рисков системы страхования, прежде всего путем предотвращения участия в ней неустойчивых банков. Для участия в системе страхования кредитные организации должны соответствовать предусмотренным в законодательстве Российской Федерации и в нормативных актах Банка России критериям допуска в эту систему.

В целях обеспечения формирования реальной срочной структуры пассивов и снижения риска ликвидности банковского сектора планируется пересмотреть положения статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации и внести в указанную статью изменения, предусматривающие предоставление кредитным организациям права определять в договоре банковского вклада различные условия досрочного возврата вклада.

Развитие платежной системы

Серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.

Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

Банком России совместно с банковским сообществом будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.

Развитие корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях

Важным элементом реформирования банковского дела в России является совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков. Кредитные организации должны реализовать меры по формированию и совершенствованию системы управления рисками, адекватной характеру совершаемых операций, а также эффективных информационных систем мониторинга рисков, включая риски несоблюдения требований информационной безопасности, одним из которых является своевременное доведение необходимой и достаточной информации до сведения органов управления кредитных организаций и соответствующих уполномоченных сотрудников.

Созданные банками системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности кредитных организаций.

В условиях развития банковских операций с предприятиями и организациями реального сектора экономики особое значение приобретает управление кредитным риском и риском ликвидности, а также координация управления такими рисками. Сохраняет свою актуальность вопрос управления рыночными рисками (валютным, процентным и фондовым).

Помимо этого кредитным организациям следует уделять больше внимания управлению операционными и правовыми рисками, а также рисками несоблюдения требований информационной безопасности. Существенное значение имеет также минимизация риска потери деловой репутации, важнейшим условием которой является соблюдение банками принципа “знай своего клиента”.

Управление банковскими рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Кредитные организации, имеющие филиальную сеть, должны уделять повышенное внимание вопросам управления рисками, связанными с деятельностью филиалов. Консолидированное управление рисками должно включать оценку рисков по банковской группе и комплексное управление финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую группу, в целях достижения оптимальных результатов в системе “риск-доход” по банковской группе.

Существенным условием развития и повышения эффективности корпоративного управления является полноценная реализация принципов, вытекающих из статуса банков как коммерческих организаций, независимых в осуществлении своей оперативной деятельности.

Необходимой предпосылкой для реализации этих принципов является совершенствование законодательства в банковской сфере, регулирующего вопросы корпоративного управления в кредитных организациях в части установления требования об усилении роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, определения перечня вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции, а также целесообразности определения в уставах кредитных организаций требований к составу совета директоров, включая вопрос о введении в его состав независимых директоров.

Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных организациях является проведение Банком России оценок качества корпоративного управления, включая системы управления рисками и внутреннего контроля, при определении состояния и пе5рспктив деятельности кредитных организаций. Вместе с тем надзорный орган не должен диктовать банкам какие-либо конкретные схемы и модели корпоративного управления, организации управления рисками и внутреннего контроля.

Актуальным является вопрос принятия банковскими ассоциациями стандартов корпоративного управления, обязательных для их применения членами ассоциаций. Принятие таких стандартов и информирование банковской общественности об их соблюдении банками обеспечит транспарентность банковского бизнеса, будет способствовать укреплению конкурентоспособности банков и развитию культуры банковского дела.

С учетом повышения уровня автоматизации банковской деятельности, развития информационных аналитических систем и технологий банковского обслуживания, в том числе дистанционного, особого внимания требуют связанные с этим факторы типичных банковских рисков. В этой связи необходимо уделить повышенное внимание вопросам обеспечения надежности банковских автоматизированных систем, их резервирования (дублирования), а также разработки эффективных планов восстановления бесперебойного функционирования указанных систем в случае негативного воздействия на них внешних событий.

Регулирование банковской деятельности, банковский надзор

Основным принципов совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.

Создание справедливой конкуренции

Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективности реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг.

Пресечение злоупотреблений банками доминирующим положением является задачей антимонопольного регулирования на федеральном и региональном уровнях. Помимо этого на региональном уровне основной задачей антимонопольного регулирования является противодействие установлению территориальных ограничений на деятельность кредитных организаций (кроме ограничений, устанавливаемых органом банковского надзора в рамках законодательно установленных полномочий), а также предоставлению прямо или косвенно органами власти отдельным банкам преференций.

Объектом постоянного внимания органов антимонопольного регулирования должны быть решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения или действия препятствуют развитию банковского сектора либо конкуренции на рынке банковских услуг.

В целях укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг при подготовке изменений в антимонопольное законодательство Правительство Российской Федерации и Банк России будут руководствоваться международным опытом антимонопольного регулирования в банковской сфере, связанным в первую очередь с защитой интересов потребителей услуг и рассмотрением вопросов концентрации услуг при слиянии, присоединении и преобразовании кредитных организаций.

4 Анализ основных источников финансовых ресурсов, влияющих на текущую деятельность и финансовый результат

В 2008 году группа Сбербанка России (далее -- группа) заработала 129,9 млрд руб. прибыли до налогообложения по МСФО. Это ниже аналогичного показателя за 2007 год на 9,8 млрд руб.

Рис. 3 - Объемы прибыли до налогообложения, млрд. руб.

Значительный рост в 2008 году чистого процентного дохода на 49,6% и рост чистого комиссионного дохода на 30,8% сопровождались:

1) существенным ростом созданного резерва на обесценение кредитного портфеля: более чем в 5,5 раз до -- 97,9 млрд руб.;

2) значительными убытками по операциям с торговым портфелем ценных бумаг и портфелем ценных бумаг, изменение справедливой стоимости которых отражается через счета прибылей и убытков: 16,9 и 15,2 млрд руб. соответственно.

Рост доходов за вычетом расходов по операциям с иностранной валютой (торговые операции с иностранной валютой, переоценка иностранной валюты и операции с валютными производными инструментами) с 5,2 до 25,2 млрд руб. внес положительный вклад в динамику операционных доходов группы.

Административные и операционные расходы увеличились на 13,2% -- до 221,7 млрд руб. Чистая прибыль в 2008 году сократилась на 8,2% по сравнению с 2007 годом и составила 97,7 млрд руб.

Совокупный доход группы в 2008 году составил 124,6 млрд руб. и вырос по сравнению с 2007 годом на 16,2%. Компоненты совокупного дохода группы, учитывающиеся на счетах капитала, в 2008 году включали:

* доходы от переоценки основных средств в размере 74,8 млрд руб.;

* расходы по портфелю инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, в размере 42,4 млрд руб.

Чистые процентные доходы

В 2008 году Сбербанк заработал 378,2 млрд руб. чистых процентных доходов, что выше аналогичного показателя 2007 года на 49,6%.

Основным источником роста чистого процентного дохода в 2008 году стало изменение объемов операций.

В 2008 году процентные доходы Сбербанка выросли на 44,6% -- до 620,0 млрд руб., в основном за счет роста среднего объема и средней доходности по кредитам клиентам.

Процентные доходы по кредитам клиентам увеличились на 51,9% -- до 582,2 млрд руб. Рост процентных доходов связан в первую очередь со значительным ростом кредитного портфеля в основном за счет кредитования корпоративных клиентов.

Процентные доходы Сбербанка по ценным бумагам за 2008 год составили 32,2 млрд руб., что на 4,0 млрд руб. меньше результата 2007 года. Отрицательная динамика процентных доходов в абсолютном выражении вызвана в первую очередь реализацией в конце 2007 года портфеля еврооблигаций РФ, удерживаемых до погашения, доходность по которым значительно превышала текущую среднерыночную. Снижение доли процентных доходов по ценным бумагам в совокупных процентных доходах с 8,5 до 5,2% обусловлено также снижением доли портфеля ценных бумаг в активах группы с 10,2 до 7,3%.

Процентные доходы по средствам, размещенным в банках Процентные доходы по средствам, размещенным в банках (включая межбанковские кредиты, счета ностро и кредиты овернайт), составили 5,5 млрд руб., или 0,9% от совокупного процентного дохода, что на 39,3% меньше процентных доходов за 2007 год.

Процентные расходы

В 2008 году процентные расходы группы составили 241,8 млрд руб., что выше аналогичного показателя прошлого года на 37,5% (рис. 3).

Рис. 3 - Объемы расходов Сбербанка, млрд. руб.

Рост расходов, представленный на рисунке 3, связан в основном с увеличением основных статей обязательств группы: средств корпоративных клиентов на 40,9% и средств физических лиц на 16,0%.

Процентные расходы по средствам физических лиц и корпоративных клиентов возросли на 33,6% -- до 215,0 млрд. руб. Рост расходов вызван в основном увеличением средних остатков на счетах. При этом, несмотря на некоторый рост ставок привлечения средств корпоративных клиентов, средняя стоимость привлечения осталась на уровне 2007 года. Процентные расходы по привлеченным средствам банков Процентные расходы по привлеченным средствам банков выросли за счет значительного увеличения средних остатков и роста средней стоимости заемных средств на межбанковском рынке с 3,0 до 4,2%.

В 2008 году банк получил убыток от операций с ценными бумагами, часть из которого была отнесена на счета прибылей и убытков (37,3 млрд руб.), а часть отражена непосредственно в составе собственных средств (42,4 млрд руб.). Значительная часть отрицательного финансового результата (как отраенного в Отчете о совокупных доходах, так и отнесенного непосредственно на капитал) представляет собой нереализованную переоценку долговых ценных бумаг, отражающую в основном существенный рост ставок заимствования на денежных рынках, связанный с экономическим кризисом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.