реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации

В-третьих, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банку России предоставлены широкие полномочия по банковскому регулированию и надзору. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками законодательства, нормативных актов и установленных ими обязательных нормативов. Федеральным законом установлено 10 обязательных нормативов, регулирующих достаточность капитала, ликвидность и уровень банковских рисков. Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности, имеет право получать у банков необходимую информацию об их деятельности. Более того, Банк России определяет само существование банков, поскольку именно он принимает решение о государственной регистрации банков, выдает, приостанавливает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций [4].

Как орган государственного контроля над денежным обращением Банк России наделен монопольным правом эмиссии наличных денег. Основанием для введения монополии на выпуск денег в обращение является принципиальная возможность, управляя денежной массой, контролировать устойчивость национальной валюты и стабилизировать цены. Поэтому контроль над эмиссией налагает на Банк России ответственность за разработку и проведение денежно-кредитной политики.

Ежегодно не позднее 26 августа Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений и не позднее 1 декабря -- основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений рассматривается и согласовывается с Президентом и Правительством РФ. Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год включают: а) концептуальные принципы политики; б) краткую характеристику состояния экономики; в) прогноз ожидаемого выполнения параметров денежно-кредитной политики в текущем году и анализ причин отклонений; г) сценарный прогноз развития экономики в предстоящем году; д) прогноз состояния платежного баланса; е) целевые ориентиры политики; ж) основные показатели денежной программы; з) варианты применения инструментов, обеспечивающих достижение целей при различных сценариях экономики; и) план мероприятий по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы. Государственная Дума рассматривает основные направления и принимает решение, не позднее принятия Закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Значение основных направлений как программного документа состоит в том, чтобы знакомить общественность с намерениями Банка России, формировать позитивные ожидания населения и фирм, способствовать росту доверия к Банку России и к проводимой им политике. Впервые основные направления были подготовлены Банком России на 1993 г. и с тех пор принимаются ежегодно.

Свои функции Центральный банк осуществляет через активные и пассивные банковские операции. Операции Центрального банка и проведение денежно-кредитной политики определяют состояние и изменения его баланса. Баланс Банка России публикуется в упрощенном виде (см. Приложение А). Совет директоров утверждает эту форму для публикации, поскольку считает, что она дает достаточную информацию для отражения денежно-кредитной политики Банка России.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, -- это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов, в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005--2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005--2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009--2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

Руководители Государственного банка РСФСР - Центрального банка РСФСР - Центрального банка Российской Федерации (Банка России):

Матюхин Г.Г. - Председатель Государственного банка РСФСР - Центрального банка РСФСР - Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1990-1992 гг.

Геращенко В.В. - Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1992-1994 гг.; 1998-2002 гг.

Парамонова Т.В. - исполняющий обязанности Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1994-1995 гг.

Хандруев А.А. - временно исполняющий обязанности Председателя Банка России с 8 по 22 ноября 1995 г.

Дубинин С.К. - Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1995-1998 гг.

Игнатьев С.М. - Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) с 2002 г.- по н./в.

2.2 Оценка финансовой деятельности Банка России на основе его годовой отчетности

Годовая финансовая отчетность отражает совершенные Банком России операции по осуществлению его основных целей и функций, установленных Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Годовая финансовая отчетность (далее по тексту -- финансовая отчетность) на 1 января 2006 года включает в себя:

Годовой баланс (см. Приложение А);

Счет прибылей и убытков (см. Приложение Б);

Отчет о полученной прибыли и ее распределении (см. Приложение В);

Отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России (см. Приложение Г);

Отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России (см. Приложение Д);

Отчет о расходах па содержание служащих Банка России (см. Приложение Е);

Отчет об исполнении сметы капитальных вложений (см. Приложение Ж).

Основными целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В 2005 году в соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год» Банком России применялся режим управляемого плавающего валютного курса. Необходимость использования указанного режима определялась особенностями функционирования российской экономики, в высокой степени зависящей от внешнеэкономической конъюнктуры. Проводимая Банком России политика валютного курса была направлена на ограничение роста номинального эффективного курса рубля в условиях превышения предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке, В целях уменьшения инфляционного давления Банком России осуществлялись операции по стерилизации свободной ликвидности.

Продолжалась работа по приведению действующей системы регулирования деятельности банков в соответствие с международно принятыми подходами, осуществлен переход кредитных организаций на составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, завершено формирование системы страхования вкладов населения в кредитных организациях. Значительное внимание уделялось совершенствованию подходов при оценке рисков в банковской деятельности, задачам сокращения риска потерь от проведения банками активных операций и поддержания ликвидности.

Банк России продолжал последовательно осуществлять деятельность по совершенствованию платежной системы Российской Федерации. В целях реализации «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» от 5 апреля 2005 года, предусматривающей построение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам, начата реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих выполнение поставленной задачи.

Значительное влияние на развитие российской экономики в 2005 году продолжало оказывать состояние мировых товарных рынков.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации сформировать федеральный бюджет с профицитом и увеличивать объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Продолжающееся улучшение условий внешней торговли способствовало росту положительного сальдо внешней торговли и профицита платежного баланса Российской Федерации. В российскую экономику поступали значительные объемы иностранной валюты и, таким образом, сохранялись условия для укрепления рубля. В условиях применения режима управляемого плавания курса национальной валюты для ограничения темпов повышения номинального эффективного курса рубля Банк России осуществлял покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, что привело к значительному росту валютных резервов Российской Федерации в течение отчетного года.

В течение 2005 года Банк России проводил операции по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. За счет увеличения средств на счетах Правительства Российской Федерации в результате исполнения федерального бюджета с профицитом абсорбировалась значительная часть свободной ликвидности. Банк России также проводил операции по стерилизации части свободной ликвидности банковского сектора. Все это позволило снизить инфляционный эффект, связанный с проведением рублевых интервенций на внутреннем валютном рынке.

Операции Банка России на внутреннем и внешнем валютных рынках, а также увеличение средств федерального бюджета на счетах Правительства Российской Федерации обусловили соответствующие изменения в балансе; Банка России.

Увеличение золотовалютных резервов привело к росту средств, размещенных у нерезидентов и направленных на приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов. Увеличение остатков именно по этой статье обусловило основной прирост активов баланса Банка России. Операции Банка России по управлению активами в иностранной валюте, в т.ч. золотовалютными резервами, в значительной степени определили финансовый результат деятельности Банка России за 2005 год.

В условиях большого притока рублевой ликвидности потребность кредитных организаций в заимствованиях у Банка России в течение 2005 года была незначительной.

Увеличение доходов населения в 2005 году стало основным фактором, определившим рост потребности экономики в наличных деньгах и существенное увеличение остатков по статье «Наличные деньги в обращении» баланса Банка России.

В пассиве баланса наиболее значительный прирост по статье «Средства на счетах в Банке России» произошел в основном за счет увеличения более чем в 2 раза остатков па счетах Правительства Российской Федерации в результате исполнения федерального бюджета с профицитом и накопления средств в Стабилизационном фонде Российской Федерации.

Прибыль Банка России по итогам деятельности за 2005 год превысила соответствующие показатели предыдущего отчетного года, что связано в основном с ростом доходов от размещения золотовалютных резервов в условиях высоких темпов их накопления, а также восстановлением провизии, ранее сформированных Банком России под участие в капиталах росзагранбанков и размещенные в них активы, в связи с выходом Банка России из состава акционеров росзагранбанков в конце 2005 года. В то же время в отчетном году сложился также более высокий уровень расходов, обусловленный проведением Банком России операций с использованием инструментов денежно-кредитного регулирования в целях стерилизации свободной ликвидности банковского сектора Российской Федерации.

2.3 Анализ активных операций Банка России

Уменьшение по статье «Драгоценные металлы» обусловлено реализацией металлов на международном рынке и реализацией монет из драгоценных металлов на внутреннем и международном рынках (см. Приложение А).

Рост по статье «Ценные бумаги иностранных эмитентов» произошел за счет увеличения вложений в ценные бумаги иностранных эмитентов в связи с ростом валютных резервов. В данной статье отражены долговые обязательства казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Испании, Финляндии, Ирландии и долговые ценные бумаги внебюджетных фондов, федеральных агентств указанных государств и международных финансовых организаций.

Таблица 2 - Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов, млн.руб.

Показатель

Год

Изменение, (+,-)

2004

2005

Ценные бумаги иностранных эмитентов

1807588

2263517

+455929

Остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты, размещенные в банках-нерезидентах

1136250

1923264

+787014

Средства, размещенные у нерезидентов но сделкам РЕПО

473478

1113795

+640317

Кредиты предоставленные и депозиты, размещенные в дочерних банках Банка России за рубежом

22201

-

-22201

Итого

3439517

5300576

+1861059

Рост по статье «Остатки средств па корреспондентских счетах и депозиты, размещенные в банках-нерезидентах» связан в основном с увеличением золотовалютных резервов.

По состоянию на 1 января 2006 года в статью «Средства, размещенные у нерезидентов по сделкам РЕПО» включены средства в сумме 292360 млн. руб. (2004 год: 109358 млн. руб.), которые представляют собой остатки по операциям размещения Банком России средств у нерезидентов, при которых Банк России получал от нерезидентов ценные бумаги иностранных эмитентов в обеспечение данных сделок РЕПО, с одновременным привлечением Банком России средств от тех же нерезидентов на те же сроки с передачей им других ценных бумаг иностранных эмитентов из портфеля Банка России в качестве обеспечения по привлеченным средствам. Номинальная стоимость ценных бумаг иностранных эмитентов, переданных Банком России нерезидентам по данным сделкам РЕПО, по состоянию на 1 января 2006 года составила 293508 млн. руб. (2004 год: 108418 млн. руб.) и отражена на внебалансовых счетах «Ценные бумаги, переданные в обеспечение по сделкам РЕПО» (см. табл. 23), а соответствующие остатки средств, привлеченных от нерезидентов по данным сделкам РЕПО, отражены в статье «Средства банков-нерезидентов, привлеченные по сделкам РЕПО» (см. табл. 11). Средняя задолженность нерезидентов перед Банком России и Банка России перед нерезидентами по таким сделкам РЕПО в 2005 году составляла 225363 млн. руб. (2004 год: 104904 млн. руб.). Указанная средняя задолженность рассчитана как сумма произведений средств, полученных по каждой сделке, на продолжительность сделки в календарных днях в течение отчетного года, деленная на количество календарных дней в отчетном году. При этом учитывались переходящие сделки в части, приходящейся на отчетный год. Сумма средств, размещенных (привлеченных) Банком России по указанным сделкам РЕПО, за 2005 год составила 3322770 млн. руб. (2004 год: 2775003 млн. руб.). Доходы, полученные Банком России от размещения средств у нерезидентов по указанным сделкам РЕПО, составили 6770 млн. руб. за 2005 год (2004 год: 1320 млн. руб.) и включены в статью «Процентные доходы по кредитам и депозитам в иностранной валюте» (см. табл. 15). Расходы Банка России по привлечению средств от нерезидентов по таким сделкам РЕПО составили 6560 млн. руб. за 2005 год (2004 год: 1178 млн. руб.) и включены в статью «Процентные расходы по привлечению средств под обеспечение ценными бумагами в иностранной валюте» (см. табл. 19).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.