реферат бесплатно, курсовые работы
 

Средства достижения выразительности в интерьере

Средства достижения выразительности в интерьере

Национальная Академия Изобразительного Искусства и Архитектуры

кафедра Истории и Культуры

Реферат на тему:

Средства достижения

выразительности

в интерьере

ства достижения

выразительности в интерьере

студента III курса

архитектурного факультета

Зюзюка В.

Киев

2002 г.

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА

Прежде всего, нужно признать, что выразительный интерьер есть понятие

равнозначное эмоциональному интерьеру, то есть интерьеру выражающему

переживания и мысли архитектора, а грамотная композиция и есть средством

достижения выразительного интерьера.

Материальная предметность архитектурной среды обеспечивает течение

деятельного процесса (среда действия) и одновременно создает эмоционально-

эстетический эквивалент процесса как отражение его духовной сути и

социальной значимости (среда восприятия).

Архитектурная форма среды, утратившая или изменившая функциональное

содержание, продолжает все же существовать, т. е. она продолжает сохранять

свое индивидуально-эстетическое содержание. Таким образом, особенность

архитектурной формы как художественной категории состоит в наличии

самоценности, сохранении эмоционально-эстетической выразительности главным

образом за счет образно-содержательной организации, сохраняющей свой

общечеловеческой смысл в исторической протяженности. Этот факт

свидетельствует об устойчивых условиях эстетического формообразования в

архитектуре, о наличии специфических компонентов и закономерностях их

взаимодействия. В свою очередь, становится возможным для аналитического

изучения выделить эти компоненты, рассмотреть их качественные

характеристики и определить основные средства и приемы композиционного

взаимодействия в процессе образования архитектурной формы. Категорию

архитектурной формы следует понимать в широком значении как материальную

реальность, обладающую суммой специфических слагаемых, участвующих в

создании художественного единства.

Условное разделение архитектурной формы на компоненты отчасти подкреп-

ляется7 и реальными фактами. Профессиональный метод работы над образом от

общего к частному использует временную дифференциацию компонентов от

первых пространственно-формальных представлений к детализации фрагментов

и элементов. Кроме того, часто и в процессах реконструкции в

работу включаются именной компоненты архитектурного пространства

(переделка ограждения, замена оборудования) .

Первый компонент — пространственная форма-оболочка (помещение

группа помещений, двор, улица, площадь и др.) — есть

своеобразное обрамление среды и ее главное архитектурно-

выразительное средство. Форма-оболочка определяет границы внутреннего

пространства, одинарного или составного, фиксирует крупные формы,

согласованные с конструктивной структурой. Форма-оболочка определяет

характерные качества ограниченного пространства — абсолютную величину,

члененность на участки, геометрический вид, статичность или

динамичность, степень изолированности, распределение света.

Второй компонент — ограждение — может быть представлен как условное

разложение цельной формы-оболочки на .ряд основных плоскостей и опор.

Ограждающие элементы конструктивно и функционально определенны: стены,

колонны, перегородки, потолки, полы, галереи, балконы, лестницы и др.

Ограждение определяет характер ограничения и связей со смежными

пространствами, внутренними и внешними. Плоскости ограждения своей формой,

материалом, пластической и цветовой обработкой придают индивидуально-

образные черты интерьеру.

Третий компонент — предметное наполнение (оборудование и мебель) —

характеризует функционально-типологическое содержание среды. Предметное

наполнение определяет зональное членение пространства, создает условия

комфортной деятельности. Форма, материальность, группировка оборудования

способствуют выявлению образно-типологических черт интерьера.

Понятие об эмоциональном воздействии и выразительности

архитектурного пространства

/. Условия эмоционального восприятия

Связь человека с окружающим миром, в том числе и с архитектурной средой,

отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве. Человек

выражает свое отношение к воспринимаемому событию или объекту эмоциями.

Эмоциональная окраска чувств может быть связана с представлениями индивида

о социально-культурных нормах и ценностях, может меняться при коллективном

сопереживании событий.

По смыслу архитектурная организация пространства жизнедеятельности должна

особенно учитывать те эмоции, которые стимулируют адаптацию к деятельности.

При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того,

насколько архитектурная среда отвечает потребностям человека (коллектива),

связанным с конкретным деятельным процессом. Архитектурная форма и

собственно процесс с точки зрения их восприятия имеют многообразные связи.

В основу их характеристики положены два типа восприятия — избирательное и

свободное. Первый концентрирует внимание на утилитарных задачах поведения и

объектах деятельности (например, производство). Архитектурная форма здесь

выступает как фон, сопровождающий деятельность. Наоборот, при свободном

созерцании объектом восприятия становится уже сама архитектурная форма. В

практике оба типа восприятия взаимно дополняют друг друга в разном

соотношении.

Среди различных видов эмоций, проявляемых человеком, доминирующее

значение принадлежит положительной эмоции «интерес». Она составляет

необходимое условие развития чувственно-познавателъной и деятельной сферы.

Архитектура как способ пространственной организации деятельности должна

прежде всего ориентироваться на эту положительную эмоцию и ослаблять

отрицательные эмоции. Последние возникают как признаки отсутствия интереса,

а значит, выражают чувства безразличия или скуки. Отрицательную эмоцию

вызывает и тревога, связанная с потерей чувства безопасности и ориентации в

среде. Известно, что характер эмоционального состояния человека способен

оказывать заметное влияние на его поведение и интенсивность деятельности,

что должно учитываться при характеристике интерьеров.

Освоение архитектурной среды протекает в процессе ее познания. Отбор

информации из окружения определяется внутренними потребностями людей и

оценивается степенью возможного удовлетворения этих потребностей. Среди

многообразных человеческих потребностей выделены две группы —

физиологическая и ориентационная (общебиологические потребности любого

организма). Они проявляются совместно, но условно разделяются для анализа

их свойств.

Удовлетворение физиологических потребностей определяется в среде рядом

качеств, информирующих человека о ее удобстве, надежности, целесообразности

и т. п. Так, окруженный стенами, внутренний двор или в меру небольшие

проемы ассоциируются с защищенностью; верхние фонари в потолке, большие

витражи соединяются в воображении с простором, светом, свежим воздухом и т.

д.

Познавательная (ориентационная) потребность проявляется в необходимости

понять окружающую среду путем получения информации как смысловой, так и

визуальной. Большое количество информации способствует возникновению

многообразных эмоций. Смысловое разнообразие среды определяется

функциональными процессами и особенностями соответствующей деятельности

людей. Визуальная информация связана с количеством различных материальных

элементов среды. Оба вида источника информации активизируют внимание при

восприятии.

Недостаточность информации порождает бедность ощущений и

неудовлетворенность от однообразия архитектурной среды.

Познавательная потребность предполагает также условие формирования в

сознании человека обобщенного образа структуры ограниченного пространства с

целью ориентирования в движении и возможности исполнения деятельного

процесса. Быстрое усвоение человеком системы организации пространства

облегчает ее последующее мысленное моделирование. В приемах организации

архитектурных пространств часто используются ясные направления

геометрических осей, расположения акцентов, уравновешенность элементов,

метроритмическая члененность и др. Благодаря структурной организации в

соответствии со смысловыми центрами композиции и происходит направленный

(запрограммированный) отбор информации, представляющий процесс поиска

(интерес) определенных закономерностей.

Архитектурная среда содержит многообразные характеристики,

свидетельствующие об определенных отношениях к находящемуся в ней человеку.

Имеется в виду эффект незримого присутствия человека. Возникает состояние,

аналогичное восприятию произведения литературы и изобразительного

искусства, основанном на сопереживании жизненных ситуаций, отображенных в

конкретно узнаваемых образах. В архитектуре это сопереживание происходит

через опосредованные образы интерьера, например, уютного, теплого или

наоборот, официального, холодного, отчужденного и т. п. Значения символов,

несущих информацию о человеке, приобретают вещи, предметы оборудования,

мягкие или жесткие формы архитектурных деталей, их размеры, характер

обработки естественных материалов, изобразительных рельефов или живописных

картин. Наоборот, ассоциативные аналоги с чужеродными организмами,

например, машинно-техницистскими или рядом бионических форм, оказывают

часто неосознанное отрицательное эмоциональное воздействие.

Потребность в утверждении чувства собственного достоинства индивида или

коллектива выражается в ощущении общественной соизмеримости (личности и

коллектива) со значительностью архитектурной среды, ее соответствующим

обликом. На протяжении истории выражение особого общественного престижа

неизменно проявлялось в формировании жилища, культовых и гражданских

зданий.

В современной архитектуре большое внимание уделяется формированию облика

среды производственной деятельности, олицетворяющей пафос труда.

Рассматриваемая потребность объясняет, почему для разных типов

архитектурной среды используются вполне определенные приемы эмоционального

воздействия, созвучные социальным представлениям о их роли. Помимо

принципиальных типологических различий в эмоционально-образной

характеристике жилой, производственной и общественной среды в каждой „из

них существует дополнительная дифференциация образных выражений. Например,

для многоэтажного жилого дома, общежития, гостиницы, санатория, интерната

своя тонкость нюансных характеристик в интерьерах позволяет оптимально

выразить индивидуальность типологическую и образную.

Элементарные «эмоциональные составляющие», показанные выше, сложно

взаимодействуют между собой, реализуясь в процессах целостного

художественного восприятия архитектурной среды. Материальным носителем

эстетической выразительности в архитектурной среде являются

пространственные формы и массы. Эмоциональные переживания, связанные с их

восприятием, намного сложнее, чем в других видах искусств. Архитектурная

форма неотделима от закономерностей ее возникновения как продукта

материального производства (цель, средства, условия). С другой стороны, та

же архитектурная форма несет в себе эстетическую положительную значимость,

волнующую воображение человека, вызывающую эстетическое чувство. Эта

сложность качественного взаимоотношения в одном объекте проявляется в

архитектурном творчестве сознательно или неосознанно, в функционально-

техническом или художественном подходе к форме как крайних принципов ее

выражений. Чтобы объяснить природу эстетических отношений в архитектуре,

следует говорить о существовании двух форм эстетической выразительности.

В первом случае в эстетическую оценку формы объекта, помимо ее

утилитарной целесообразности, входит качество ее собственной

выразительности, приближающейся к понятию красоты. Известно, что не все

объекты в равной мере обладают красотой не 1 только по мере творческих

возможностей авторов, но часто и по соображениям значимости (например,

интерьер подсобных, технических или складских помещений и т. д.).

Эстетическое отношение ограничивается оценкой соответствия формы ее

материально-практическому содержанию. На уровне первого случая в

формировании эстетических отношений возможен формалистический подход,

превращение красивой формы в спекулятивную оболочку, в инструмент показного

украшательства, перерождение конструктивного характера архитектурной

красоты в род изобразительного «иллюзионизма», — как писал В. Тасалов.

Во втором случае, при сохранении уровня содержательности и красоты, в

выразительности формы преобладает -идейно-эмоциональное отношение к

действительности, выраженное через систему художественных образов.

Предметом эстетического отношения служат существенные стороны самой

действительности, идеи философского, политического и нравственного

характера.

2. Свойства архитектурного пространства

Термин «архитектурное пространство» достаточно распространен в

профессиональной деятельности, особенно по отношению к открытым городским

пространствам, где близки природные аналоги. Однако очевидна важная роль

пространства и в других объектах архитектуры, особенно в их интерьерах. Н.

Ладовский считал, что проблема пространства, которым пользуется архитектор

как материалом, является наиважнейшей. В то же время укоренившееся

представление об архитектуре, выраженной главным образом внешней объемной

формой, трудно увязывается с пространственной трактовкой ее определения. Из

этого вытекает и главная задача по определению смысла и специфической

характеристики объективного феномена — «архитектурное пространство» и его

органическая связь с любым архитектурным объектом.

Сфера научного познания пространства, времени, движения продолжает

расширяться. Выдвигаются идеи о других особых проявлениях пространственных

и временных отношений, например в искусстве, и, в частности, в архитектуре,

природа которой особенно тесно связана с пространством. Сущность

архитектуры заключается в искусственном отграничении части естественного

пространства.

Архитектура есть искусственно созданная материально-пространственная

среда, обладающая определенными образно-эстетическими качествами.

«Архитектурная среда» предстает явлением комплексным, включающим различные

компоненты — массы и пространства, ряд изменчивых компонентов, отражающих

состояние среды,— освещенность, звучание, движение воздуха и др. Понятие

«архитектурное пространство» как элемент среды выступает в единстве своих

составляющих материальных компонентов — пространственной формы, плоскостей

ограждения и предметов оборудования. Система «архитектурное пространство»

предстает в виде подсистем разного уровня из архитектурных объектов с

определенными материально-пространственными характеристиками, используемыми

в творческом процессе (рис. 111.1). Специфическим качеством «архитектурного

пространства» является его визуально воспринимаемая ограниченность в виде

конкретной пространственной формы.

Важное значение принадлежит абсолютной величине пространства, мысленно

соизмеряемого с количеством людей и возможностью их определенного действия.

Индивидуальные биологические

действия человека отражены в понятии «моторного пространства»,

представляющего условно ограниченную часть общего пространства.

Индивидуальное (моторное) пространство определяет отношение «человек —

предмет» и изучается эргономикой. Коллективные, социально-

определенные действия связаны с понятием «архитектурное пространство»,

соответственно организованного, материально ограниченного и чувственно

воспринимаемого. Как составная часть архитектурного индивидуальное

пространство образует «пространственные группы», «зоны», например,

в гостинице — зоны администратора, ожидания, информации и т.

п. Архитектурное пространство всегда социально определенно, поскольку

в его основе лежит общественно значимый процесс из сферы

общественной деятельности — производство, торговля, учеба, проживание, быт

и др.

Эстетическая характеристика свойства «индивидуальное — коллективное»

связана с выражением определенной физической величины пространства, его

членения на зоны, соподчиненного порядка связи пространств в структуре и,

наконец, образным отражением общественной значимости. Эстетическая

характеристика индивидуального пространства в общем виде выражается в

поиске образных черт интимности, коллективного — в поиске черт пафоса,

соответствующего социальному значению пространства (деловитость,

торжественность, праздничность, мемориальность.

Понятие «закрытое—открытое» определяет взаимоотношения архитектурных

пространств и природных. «Закрытое» означает прежде всего физическую

изолированность созданного пространства от природного для обеспечения

защитных функций и имитации благоприятных климатических условий

существования. Степень изолированности зависит от конкретных природно-

климатических характеристик. «Открытое» архитектурное пространство

находится непосредственно в природных условиях. Чаще всего в нем

отсутствует ограждающая поверхность «потолка», а периметр «стен» достаточно

условен, т. е. может иметь значительный диапазон характеристик по

материалу, высоте и плотности массы.

Эстетическая характеристика свойства пространства «закрытое—открытое»

связана с проявлением качеств материального ограждения и предметов

оборудования. В образно-эмоциональных ощущениях отражаются контрастные

представления об естественности природы и камерности помещения. Это влияет

на выбор масштабности форм, видов материалаг способа освещения, типа декора

и т. д.

Границей закрытого и открытого архитектурных пространств служит

материальная преграда (оболочка) своем реальностью участвующая в

формировании архитектурной среды. Эмоциональная характеристика

пространственных связей между закрытым — открытым — природным

пространствами выражается, в общем виде, в создании условий для

психологической адаптации человека при переходе от камерного ощущения к

восприятию бесконечности грандиозного мира. Важную роль здесь играет

степень массивности ограждающей оболочки, ее плотности или прозрачности,

величины переходного элемента между пространствами (навес, портик, терраса,

лоджия, крыльцо, дворик и пр.). Иногда в целях создания определенных

образно-художественных эффектов возможны и другие последовательности

взаиморасположений. Так, пространства узких улиц и небольших площадей

составляли разительный контраст с обширным интерьером готического храма.

Понятие «внутренний—внешний» (часто употребляемое как синоним

«закрытого—открытого») определяет положение места одного пространства

относительно другого. Так, улица есть «внешнее пространство» по отношению к

зданию, но в то же время, улица, площадь, бульвар — уже «внутреннее

пространство» города по отношению к его природному окружению. В этом смысле

иногда употребляется термин «городской интерьер», «интерьер открытых

пространств». В этом же смысле собственно и само внутреннее пространство

здания может иметь деление на свои внутренние и внешние зоны. Здесь нет

противоречия, поскольку в аспекте средового понимания архитектуры внешнее и

внутреннее пространства есть лишь разные проявления единой сути. Они, как

составные части среды, всегда окружают человека, и он только переходит из

одного пространства в другое, из закрытого интерьера в открытый. Внутренние

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.