реферат бесплатно, курсовые работы
 

Царское село, его архитектура

пеленами и крестами; из нее прекрасно виден алтарь и здесь можно было

уединившись, не будучи никому видимым, присутствовать на богослужении.

Из царской комнаты одна дверь ведет на особый Царский выход из

Пещерного храма, а другая, рядом, - в небольшой коридор, который загибаясь

приводит в дьяконнк, а от сюда в самый алтарь. В этом коридоре в центре

изгиба, ведущего в дьяконик, находилась молельня Императрицы. Как писалось

выше, эта молельня сообщалась лестницей с молельней Императрицы при

Федоровском соборе (34,с.33-72).

Формы, которые Максимов придал интерьеру Пещерного храма, очень

понравились царской чете, и Николай II писал в последствии в письме к

Александре Федоровне: «наша уютная пещерная церковь» (13,с.54).

Во время пребывания семьи Императора в Царском Селе Федоровский Собор

являлся приходом семьи, посещавшей храм в праздничные и воскресные дни,

Пещерный же храм принимал Августейших богомольцев в дни говения.

Эти дни говения хорошо запомнились Августейшей семье. Так, Великая

княжна Мария Николаевна в письме от Тобольска 17 февраля 1918 г.(ст.ст.)

писала: «Вспоминаем с грустью Федоровский Собор. Помните, как все мы говели

в нижнем (Пещерном) храме, особо нами любимом. Там всегда бывало какое-то

чудесное настроение …» (30,с.251).

Для служителей собора по эскизам В.М.Васнецова было изготовлено

специальное одеяние, похожее на стрелецкий кафтан (Фот. 11 и Фот. 12).

В.М.Васнецов также создал эскизы для певчих собора и эскизы облачений

клира.

Максимов подписал сдаточную (техническую) опись церкви при передаче ее

в ведомство дворцового коменданта 5 марта 1913 г. Однако в бумагах, прямо

говорящих об авторстве Федоровского храма, имя Максимова не упоминается,

считался автором тот, кто подписал проект (13,с.54-55).

По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос

о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По

указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена

по образцам церкви Иоанна Предтечи на «Толчках» в Ярославле и Храма

Воскресения в Ростовском Кремле. Учрежден специальный комитет, под

председательством К.Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д.Н.Ломана,

представителей дворцового управления гр.Бобринского (археолога), академика

архитектуры Покровского В.А. и др. В связи с этим члены комитета выезжали в

Ярославль и Ростов (21). Царю был представлен в Александровском дворце

обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий,

копий живописи и т.п. Все представленные материалы были одобрены. Роспись

Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым,

Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты

пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и

начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.

По свидетельству Ю.Д.Ломана, сына Д.Н.Ломана, росписи верхнего храма

собора были выполнены на 4-х столпах на высоту человеческого роста (17),

что видно на фот.9.

В газете «Царское дело» (СПб, 7 марта 1914 г. (ст.ст.), № 10)

сообщается, что собору присваивается звание «Федоровский Государев Собор»

(без указания точной даты). В выпуске «Федоровский Государев Собор» за

август 1996 г. приводится дата 26 января 1914 г., в справке Медерского

говорится, что звание присвоено в 1913 году.

Полная стоимость собора 1 млн.150 тыс. руб., строился он на

добровольные пожертвования купечества и промышленников, вклад Императорской

семьи 150 тыс. руб. (21).

Построенное здание Федоровского собора в натуре соответствовало проекту

В.А.Покровского, чертежи которого дают ясное представление о замысле

зодчего (4).

Фот.11 Пещерный храм.

Фото с картины 1914г.

Фот.12 Пещерный храм. Вид на царское место.

Служители в стрелецких костюмах. До 1917 г.

Чертежи собора представлены в «Ежегоднике общества архитекторов –

художников» за 1910 г., вып.5, в том же издании за 1912 г., вып.7

представлены натурные фото (21).

Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ»»,

которая входила в тройку лучших в России (директор С.С.Ермолаев), выполнила

все заказы Д.Н.Ломана, начиная с роскошного альбома «Федоровский Государев

Собор» (М., 1915г.), вплоть до расписания церковных служб, открыток,

пригласительных билетов. Все они были подлинными произведениями искусства

(26).

Федоровский Государев Собор считался полковым храмом Сводного пехотного

полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне

допускались в собор по пригласительным билетам, т.е. надо было получить

специальное разрешение.

Первым настоятелем Государева Собора был духовник царской семьи

Александр Петрович Васильев.

Отец Александр происходил из крестьян, работавших на Виндавской

железной дороге. Первоначально он был священником в Петербурге. Отца

Васильева в 1908 г. перевели в Царское Село к наследнику цесаревичу

Алексею.

Парадной площадью перед Собором считалась площадь перед южным фасадом

Собора. Императорская семья всегда подъезжала к Собору на эту площадь.

На фот.13 приезд Царской семьи в Федоровский Государев Собор, на

крыльце, рядом с Императором Д.Н.Ломан. В воспоминаниях Войкова,

последнего дворцового коменданта находим: «согласно установившегося обычая,

при посещении церковных служб Федоровского Собора соблюдался следующий

этикет: на боковом подъезде Собора Их Величества встречал ктитор-

полковник Д.Н.Ломан, а у входа, в малой палате (прихожей – И.Р.), служившей

раздевальнею – Дворцовый Комендант.

Фот.13 Приезд Царской семьи в

Федоровский Государев Собор.

До 1917 г.

Их величества входили через боковую дверь на правый клирос; Дворцовый

Комендант следовал за Ними и занимал место около клироса, впереди команд

казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину Собора.

Иногда Императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря

аркою» (2,с.17).

На парадной площади находились красивые фонари, их можно видеть на

фот.4 и фот.14.

На этой площади все члены семьи императора посадили по одному дубку

(фот.14), всего было семь дубков.

Из воспоминаний Т.Е.Мельник (рожденной Боткиной) дочери лйеб-медика

Е.С.Боткина, расстрелянного вместе с Императорской семьей в Екатеринбурге в

1918 г., о соборе « …Нижний пещерный храм был весь уставлен старинными

иконами, и полумрак, царивший там, придавал еще больше молитвенного

настроения.

Помню всенощную в Великом Посту во время говения Их Величеств, на

которую мы приехали очень некстати, так как Их Величества изъявили желание,

чтобы во время говения , кроме солдат, никого не было.

Я никогда не забуду этого впечатления, которое меня охватило под

сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики святых на

почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные

профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие

молитвы без слов на эту семью из семьи самых скромных и самых великих

людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца.

Верхний храм производил большое впечатление красивою живописью царских

врат и массивных колонн, поддерживавших свод. Блеск золотых иконных риз,

великолепие облачения духовенства, величественные напевы хора как нельзя

лучше гармонировали с ярким настроением больших праздников, когда хочется

побольше торжественности и необычайности…

Царская Семья приезжала очень рано и проходила на свои места на соме,

минуя публику, через маленькую боковую дверь. Государь и Наследник стояли

всегда на виду у публики, большая колонна скрывала места Государыни и

Великих Княжон. Около Алтаря была маленькая молельня для Ее Величества, в

которой горели неугасимые лампады и приносились к образам живые цветы»

(22,с.35)».

Перед важными делами Император и члены его семьи бывали в Федоровском

Соборе.

По воспоминаниям Камердинера Волкова:

«Перед объездом лазаретов Государыня и Великие Княжны заезжали

помолиться в церкви Федоровской и Знаменской Божьей Матери»(36,с.60).

Анна Вырубова, фрейлина и подруга Императрицы, вспоминает, что перед

отъездом в ставку впервые в качестве главнокомандующего «государь с семьей

причастился Святых Тайн в Федоровском Соборе» (36,с.256).

Последний отъезд Государя в ставку (перед его отречением) вспоминают

многие, например, Анна Вырубова:

«Он промчался на станцию при обычном трезвоне Федоровского Собора»

(36,с.287).

Фот.14 Император Николай II с Августейшей

Семьей на посадке дубков рядом с

Федоровским Государевым Собором. До 1917 г.

Этот день запомнился и В.Н.Войкову:

«В среду 22-го февраля, Государь, выехав утром из Александровского

Дворца на Императорский Павильон, проехал мимо Федоровского собора, в

котором, по обыкновению, за час до отъезда Его Величества служился молебен.

Звон колоколов Федоровского Государева Собора в последний раз проводил

Белого Царя…» (2,с.121).

С отречением Государя начались годы разорения не только для

Федоровского Государева Собора, но и для всей страны.

4.Православный городок.

(дома для притча и служащих

Федоровского Государева Собора)

4.1. Строительство.

Претворявшаяся новая художественная концепция требовала дальнейшего

развития, у Д.Н.Ломана возникла идея возведения целостного архитектурного

комплекса в «национальном» стиле. «Мысль создать русский дом, дающий и

внешним видом, и внутренним убранством образ подлинной древнерусской

красоты и снабженный утварью, которая отвечая требованиям современной

жизни, являла бы формы старинного русского художественного мастерства, так

заманчива и дорога сердцу, что на осуществление ее можно положить все

силы». Поводом послужила потребность в жилых помещениях для священников и

служащих Федоровского собора (26,с,5-6).

Было решено простроить дома для притча и служащих Федоровского

Государева Собора в Царском Селе.

11 июня 1913 года дворцовый комендант в присутствии царскосельского

градоначальника указал место, отведенное под дома на противоположном от

собора берегу пруда.

Составление эскизов было поручено архитектору С.С.Кричинскому (20).

Эскизный проект С.С.Кричинского, после значительной переработки в июле

1913 г. был одобрен Николаем II, при условии: «что бы эти дома созданы были

в стиле Ростовского Кремля и построек ХVII века и не нарушали общего

художественного впечатления, при сочетании с Александровским дворцом» (21).

В справке Б.М.Матвеева встречаем другую дату высочайшего одобрения проекта:

3 августа 1913 г.(20). Разница в датах вызвана тем, что не указано ни в

справке Медерского, ни в справке Матвеева по какому стилю указана дата.

Очевидно первая дата указана по старому стилю, а вторая - по новому стилю.

Разработка проекта и непосредственное руководство строительством было

возложено также на С.С.Кричинского(20).

В пояснительной записке к своему проекту, разработанному в 1913 году,

С.С.Кричинский отмечал, что выбор им основного приема композиции городка

определился следующими обстоятельствами: «…во-первых,…задачей составить

проект в стиле указанного периода русского зодчества, во-вторых,

необходимостью распланироваться на отведенном участке земли формы

неправильного многоугольника, и, наконец, в-третьих, характером самих

помещений, обслуживающих проектирование отдельных домов – особняков,

отделенных друг от друга полисадами и дворами. Совокупность сих условий

привела меня к мысли проектировать как бы посад и подворье на манер наших

старинных монастырских или боярских усадеб, состоящих обычно из ряда палат,

теремов, изб, обнесенных тыном или оградой с бойницами, башнями на углах и

проездными воротами в стенах. Такая стена или ограда … спроектирована мною

… и кроме декоративного характера она имеет и служебное назначение, так как

служит переходом, соединяющим трапезную с домом священников».

Использованная Кричинским «палатная» система композиции в сочетании с

развитым силуэтом и разнообразным решением фасадов, позволила сделать

комплекс весьма живописным, что, в частности, дает возможность

почувствовать картина Г.Н.Горелова, написанная с натуры вскоре после

завершения основного строительства (15,с.35), (Фот.15 сделана с картины

Г.Н.Горелова).

В сентябре 1913 г. прошло первое заседание «Комитета по постройке домов

при Федоровском соборе», в состав которого вошли: ктитор собора, полковник

Д.Н.Ломан, священник собора Алексей Кибардин, капитан Сводного пехотного

полка Н.Н.Андреев и архитектор С.С.Кричинский (20). В справке Медерского

указывается, что «Комитет по строительству домов при Федоровком соборе» был

организован в конце 1913 г. (ссылка на фонды ЦГИА) (21). Вероятно, первое

заседание Комитета прошло в сентябре 1913 г., а официальный состав комитета

сложился к концу 1913 г. Состав строительного комитета был высочайше

утвержден в таком же составе 27 января 1914 г. Одновременно с ним был

утвержден и состав так называемых совещательных заседаний «Комитета по

вопросам художественно-историческим». Председательствовал на совещательных

заседаниях князь А.А.Ширинский-Шихматов, постоянными членами были: академик

В.М.Васнецов, академики архитектуры В.В.Суслов и П.П.Покрышкин (20).

Участие в обсуждении методических вопросов принимали также архитектор

императорского двора С.В.Свиньин и художник Н.И.Кравченко. Все указанные

лица – приверженцы идеи возрождения «национального стиля».

Отсутствие архитектора Покровского в строительном и художественном

комитетах можно объяснить плохим отношением к нему со стороны влиятельного

полковника Д.Н.Ломан, о чем говорилось выше.

5 и 10 марта 1914 года на заседании Комитета С.С.Кричевский представил

окончательно разработанный им проект (21),(20). Были внесены уточнения.

Чертежи первоначального проекта не найдены. Существуют только чертежи с

внесенными уточнениями (20).

За образцами предметов внутренней обстановки Федоровского городка –

мебели и утвари, совещательный Комитет предложил обратиться в Московский

Исторический музей, Строгановское училище, музей Археологической Комиссии.

Часть мебели изготовлялась в собственной столярной мастерской, которая

находилась в доме для низших служащих у северной ограды (2).

Схема расположения зданий Федоровского городка изображена на рис.1.

В группу домов для притча и служащих Федоровского Государева Собора

входили (указаны первоначальные названия; названия, появившиеся во время

Первой Мировой войны, связанные с функциональным использованием; названия

присвоенные позднее, связанные с цветом зданий, их назначений) :

Фот.15 Федоровский городок.

Фотография с картины Г.Н.Горелова, 1916 г.

Фот.16 Дома для притча и служащих Федоровского

Собора и Александровский дворец (справа дальний план).

Рис.1 Схема расположения зданий Федоровского городка.

1. «Трапезная палата» – для собраний духовенства, состояла из залы на

60-80 человек, гостиных и биллиарда, квартиры ктитора и имела

четыре входа. Трапезный зал располагался во втором этаже и вмещал до

200 человек. Приемная палата и гостиная соединялись особым ходом с

внутренними лестницами. Квартира ктитора из 8-9 комнат размещалась в

двух этажах крыла здания, обращенного во двор, а в подвальном

помещении – кухни и кладовые.

2. Дом священников (офицерский госпиталь, белокаменная палата). В

котором размещались: 4 квартиры по 5 комнат, кухни, людские, ванны,

кладовые, веранды и два входа.

3. Дом дьяконов (здание канцелярий; розовая палата), вмещавший 4

квартиры по 4 комнаты, кухни и два входа.

4. Дом причетчиков (солдатский госпиталь; желтая палата) и одна

квартира для чиновника. Каждая квартира имеет 3 комнаты, переднюю,

кухню, ванную и клозет. При каждой квартире имеется кладовая.

5. Дом-квартира для низших чинов, состоящих при церкви и квартира

старшему (здание для низших служащих лазарета, башня Есенина;

розовая башня, метеостанция).

6. Отдельный дом для низших и высших служащих, как то: вахтера или

смотрителя зданий, дворников, сторожей и пр.

7. Бани и прачечная (белая палата).

8. Службы (конюшни, сараи, ледник и пр.).

9. Ворота.

10. Башни и стены.

На фот.16 дома для притча и служащих Федоровского собора (съемка с

вертолета).

К моменту закладки будущих зданий есть возможность строить их не в

очередном порядке, а сразу все, что дает при хозяйственном подходе

значительные сбережения (14,с.29).

Первая очередь строительства была пущена в конце лета 1913 года,

задолго до завершения комплексного рабочего проекта. Работы начались 26

августа, а закладка первого дома – для низших служащих состоялась 25

сентября 1913 года. Это стало возможным после внесения благотворительного

взноса на постройку домов А.Н.Заусайловым, обеспечившим кредит на постройку

первого дома в размере составленной сметы ( 100 тыс. руб.). В дальнейшем

весь комплекс домов был выстроен исключительно на добровольные

пожертвования разных лиц. Так, например, купец Елисеев пожертвовал 280

тысяч рублей, купец Воронин – 100 тысяч, названный уже Заусайлов также 100

тысяч и т.д. Всего на строительство было потрачено 1 миллион 400 тысяч

рублей. К строительству всего комплекса приступили лишь с весны 1914 года,

когда была собрана необходимая минимальная сумма для реализации проекта.

Уже в ходе работ отдельные части проекта значительно корректировались,

причем вносимые изменения порой были весьма существенными. Так, например,

уже после начала строительных работ возникла идея устроить в трапезной

домовую церковь, освященную впоследствии во имя Св.Сергия Радонежского.

Из докладов архитектора Кричинского о ходе работ по постройке домов при

Федоровском соборе становится известно, что земляные работы на всей

территории были начаты 16 апреля 1914 года. В первую очередь были вырыты

рвы под фундаменты и произведена их забутовка для дома священников. Тогда

же, то есть в апреле 1914 года, начались отделочные работы в доме

служителей, возведенной вчерне в 1913 году. Дома для священников,

причетчиков и некоторые другие постройки вчерне были закончены уже летом

1914 года. В приказе по Управлению дворцового коменданта Царского Села от

13 сентября 1914 года было сказано о том, что с высочайшего их

Императорских Величеств соизволения на время войны при Федоровском

Государевом Соборе открыт лазарет для раненых. Комендантом лазарета был

назначен Н.Н.Ломан. Но еще в июле 1914 года, то есть до официального

учреждения лазарета, Комитет по постройке домов обратился с проводкой

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.