реферат бесплатно, курсовые работы
 

Архитектурные памятники первой половины XIX века

Архитектурные памятники первой половины XIX века

Архитектурные памятники первой половины XIX века.

В первой трети девятнадцатого века создаются ни с чем не сравнимые

шедевры архитектуры высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей

Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый

фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был

взят принцип регулярности застройки. С особой силой проявляется значение

Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре

Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время

Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было

застроено. Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с

небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые

улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником.

Ансамбль Смольного.

Проект комплекса монастыря состоит из собора с колокольней, служебных

и жилых корпусом, трапезной и других помещений. Собор монастыря –

замечательный образец архитектуры этого периода, одно из лучших

произведений Ф. Б. Растрелли. Великолепный комплекс создан в стиле русского

барокко. Ансамбль был запроектирован в традициях русских монастырских

комплексов с пятиглавым собором в центре огромного крестообразного в план

двора, ограждённого по периметру протяжённым монастырским зданием. Отдельно

стоящая колокольня представляет собой многоярусное сооружение высотой 140

метров, – так пожелал император, чтобы превзойти колокольню Ивана Великого.

Достройка и внутренняя отделка собора была осуществлена архитектором

Стасовых в 1832-1835-х годах. Монастырь был первым женским учебным

заведением в России для девушек дворянского происхождения.

К югу от монастыря в 1806-1808 годах по проекту Д. Кваренги было

построено здание Смольного института со служебными корпусами, садом ми

оградой. Здание предназначалось для закрытого учебного заведения –

Института благородных девиц, который стал называться институтом благородных

девиц. Широкий курдонер охвачен в плане зданием с великолепным

восьмиколонным портиком ионического ордера, поднятым на аркаду цокольного

этажа главного западного фасада. Здание Смольного построено в формах,

свойственных становлению стиля высокого классицизма.

Михайловский замок.

Территория ансамбля располагалась на правом берегу реки Фонтанки,

недалеко от её истока, за вторым летним садом, с южной стороны верховья

реки Мойки, и занимала часть обширной территории Третьего Летнего сада.

Здесь, на берегу Фонтанки и Мойки, Пётр I для Екатерины I когда-то построил

летний дом, вокруг которого был разведён сад. Дом этот посещался редко и

мало-помалу обветшал. В конце 30-х годов восемнадцатого века для Анны

Иоанновны был выстроен новый дворец, а старый разобран. Строился он Ф.Б.

Растрелли и был шедевром русского барокко. Жила же в новом дворце Елизавета

Петровна, здесь Екатерина II принимала официальное поздравление по случаю

вступления на престол. В нём же родился будущий император Павел I. После

смерти Екатерины II Павел I приказал в 1779 году разобрать дворец и на его

месте построить дворец-замок, при котором должна была быть церковь

архистратига Михаила, сам же замок было принято называть Михайловским. В

его торжественноё закладке принимал участие и сам император с императрицей

Марией Фёдоровной. Замок был готов к 1800 году, 8 ноября состоялось

освещение, одновременно с освящением его церкви. Потайные ходы, окружавшие

его земляные валы и каналы с подъёмными мостами, казались Павлу I надёжной

защитой от дворцовых переворотов. Но императору удалось пожить в новой

резиденции недолго. Здесь же, в ночь на 11 марта 1801 года, он был задушен

заговорщиками. Михайловский замок и площадь-плац называемая

Коннетабльской, отделялась от окружающей территории глубокими каналами с

переброшенными через них подъёмными мостами. Каждый из четырёх фасадов

замка решён своеобразно и не повторяет другой. Стилевые сосбенности

архитектуры замка открывают перед нами двери в XIX век.

В ансамбль Михайловского замка включают так же Михайловский манеж,

конюшни.

В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище, с

этого времени он стал называться Инженерным замком.

Александринский театр

На Александринской площади находился деревянный Итальянский павильон.

Его решено было переделать в театр. В 1801 году деревянный театр по проекту

В. Бренны был готов. Вначале его называли театр Казасси по имени

руководителя труппы, но с 1803 года театр стал называться Малым. Малый

театр своим видом не соответствовал тому ответственному месту, которое

занимал на площади, да и вместимость зрительного зала была недостаточная. В

1811 году принимается решение о строительстве в этом районе нового театра.

Начавшаяся война приостановила проектирование. К вопросу о строительстве

театра вернулись лишь в 1818 году. Проектировал театр К. И. Росси. Работа у

архитектора заняла с небольшими перерывами 20 лет, и в результате

трудоёмкой работы он создал уникальный проект театрального ансамбля.

Строился театр с 1828 по 1832 год. Он расположен в глубине площади и

обращён своим главным фасадом к Невскому проспекту. Здание Александринского

театра играет в ансамбле площади доминирующую роль. Оно является образцом

высокого классицизма в архитектуре. Обработанные рустами стены нижнего

этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады

здания. Шестиколонная лоджия коринфского ордера главного фасада с аттиком,

украшенным барельефными скульптурами Славы и Лиры, на котором установлена

квадрига Аполлона, придают театру особую величавость. В нишах главного

фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены. Задний фасад помимо пилястр

украшен также статуями муз Клио и Эвтерпы.

Первая половина девятнадцатого века превратила градостроительное ядро

Петербурга в уникальную, целостную систему архитектурных ансамблей, не

имеющих себе равных истории мирового градостроительства искусства.

Реферат

По истории и культуре Санкт-Петербурга

На тему:

Архитектурные памятники первой половины XIX века.

Ученицы 9а класса

214 лицея

Петроченковой Анастасии


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.