реферат бесплатно, курсовые работы
 

Архитектура Казахстана

Архитектура Казахстана

Историко-архитектурные памятники

Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и

архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания.

Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают

мавзолеи и мазары ("жилища мертвых"). Широкую известность приобрели

мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-

ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к

ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир;

мавзолей Кара-хана в Таразе и др.

Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции,

декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим

совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые

виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые

плиты.

В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из

них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью

архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым

барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом;

плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной

кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на

арабском языке: "Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее…"

Устойчивость объемной композиции мавзолея и возведение его на каменном

фундаменте с отмосткой из плитняка способствовали хорошей сохранности

памятника.

Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно

назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что

в нем проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов,

конструкции здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвящено

большое количество научных и научно-популярных работ. Архитектор Т.К.

Басенов называл его "своего рода музеем, в котором сосредоточены основные

орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к

пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных

орнаментальных мотивов".

Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем

углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых

колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а

оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз

разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных

сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних

племен Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы

уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I

тысячелетий до н.э.

Предания донесли до нас и историю создания мавзолея, в котором, согласно

одной легенде, похоронена красавица-дочь известного поэта и ученого Хаким-

ата, заболевшая и внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время

поездки к своему жениху Кара-хану. Среди надписей на угловых колоннах

здания сохранились такие слова : "Осень, тучи…жизнь прекрасна".

Улытауский район Центрального Казахстана издавна был излюбленным местом

летовок правителей кочевых племен. В этой местности находилась ставка хана

Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230) находится на холмистом

берегу реки Кара-Кенгир. По своей объемной композиции - это портально-

купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича. Многогранный

барабан, сферо-конический купол, стрельчатая арка ниши портала - повторение

строительных форм предыдущего караханидского времени.

Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-

художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.).

Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и

сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально

величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.

Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим

разнообразием. К числу оригинальных надгробных памятников относится

овеянный легендами мазар Козы Корпеш - Баян Слу и более ранний по времени

Домбаул. Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня

круглые юртообразные памятники получили у казахов название "уйтас" или

"дын". Своим происхождением, как полагают ученые, они обязаны древнейшим

типам однокамерных построек с коническим или сфероидным сводом - шошала,

бытовавшим у скотоводов Казахстана еще в первобытную эпоху.

Мазар Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на

берегу реки Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами

героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в

Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом

в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по

народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В

1856 году они были зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник - символ

бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.

Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана:

Мангыстау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями

красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков.

Архитектор М.М. Мендикулов много лет исследовал памятники этих

полупустынных районов и по существу открыл для науки и широкой публики

уникальный заповедник традиционного строительного искусства мастеров-

камнерезов Прикаспия. Наиболее распространены здесь надгробные памятники -

сагана-тамы, кереге-тамы, кулыптасы, койтасы, уштасы и сагана.

Сагана-тамы, представляющие собой прямоугольный параллелепипед, сложенный

из крупных блоков ракушечника, получили наибольшее развитие в конце ХIХ-

начале ХХ веков. Поверхности их наружных и внутренних стен богато

декорированы рельефной и контурной резьбой, орнаментальной росписью.

Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени,

демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулыптасы. Обычно это

каменный столб, имеющий базу в виде массивной вкопанной в землю плиты,

ствол, украшенный плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное

навершие.

Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные

сооружения. Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв.

н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены

ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым

орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими

учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал

затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

Говоря о святынях Мангыстау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость,

вырубленный в скале, он был известен еще в VIII-IХ веках во времена

арабских завоеваний. Гора, превращенная человеком в неприступную крепость,

напоминала льва, поэтому и вошла в историю как "город-лев".


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.