реферат бесплатно, курсовые работы
 

Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира

Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер

новгородской Софии более суровым.

В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство

завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного

военачальника города. Князья переселяются в Городище, возле которого

возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже – Спасо-Нередицкий.

В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить

потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав

заложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-

1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии храм

представлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый

храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом.

По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор является

большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым

противопоставлением нового княжеского храма храму Софии.

Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем

Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском

зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить

здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы

конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского

зодчего, выстроившего собор – «мастер Петр». Георгиевский собор, как и

собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его

северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с

расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся

русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности,

доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность

конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного

целого.

В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два

последних княжеских храма – церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь

Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до

изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек – упрощенный план

Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой

щели в толще западной стены.

После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не

выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с «новгородского стола», а

еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное

строительство, требовавшее времени и средств.

Только в обстановке вот таких новых политических условий может быть

понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде - церковь

Спаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем

подле новой княжеской резиденции на Городище.

Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмя

столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хор

в западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций – стены ее непомерно

толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему «полосатой»

кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают

этой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковское

зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества

ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции.

Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый

тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются

здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.

Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры

– заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах,

соединенными между собой небольшим деревянным помостом.

Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для

входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены.

Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с

конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.

Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у

деревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный

четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на

восточной стороне.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг.,

полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет одну

примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов

камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с

рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта

особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и

объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции.

Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре,

полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями

Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего –

мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собой

ближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы.

В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году

появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде

примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри.

Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания

примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба,

были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для

Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения,

соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность

интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника

смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194г.).

Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.

В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной

волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и

сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера.

Эта кладка типична для Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает

поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.

Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г.) Она имеет еще позакомарное

покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех

лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами.

Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.). Одноглавый кубический

четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние

части столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русском

зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой

новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков.

V.Архитектура Владимира.

Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он

занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу

Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди, оно

имеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенного

острой вершиной на восток. К югу за рекой простирается клязьменская пойма,

окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, за

долиной Лыбеди и Ирпени, рельеф снова поднимается; на его высотах живописно

расположены ныне почти сросшиеся с городом древние села Красное и Доброе с

их эффектно поставленными и видными издалека храмами и колокольнями. С

запада к городу в древности примыкали боровые леса.

С перенесением во Владимир Андреем Боголюбским столицы начинается

великокняжеское строительство в городе.

Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русской военно-

оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164

году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового

города. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения,

по-видимому, они получили еще в 1238 году, во время штурма города татарами.

Последние же переделки здание претерпело в 1785 году: были срыты

примыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот

подведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера

были встроены жилые помещения, а с юга – новая лестница. Обветшавший

свод здания был переложен и на нем поставлена новая кирпичная церковь.

Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь его

основа – две мощных белокаменных стены. Они сложены в классической

владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего

мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень

прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка). Своды

выкладывались из более легкого материала – пористого туфа. Стены ворот

теперь вросли в землю на глубину около полутора метров; следовательно,

первоначально здание было еще более высоким. Пролет Золотых ворот, как и

теперь, был перекрыт огромным полуциркульным сводом на подпружных арках,

опиравшихся на плоские лопатки, увенчанные строгими импостами. Высота

проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтому

примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и

примыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые снаружи листами золоченой

меди. По сторонам арки сохранились петли для навески тяжелых воротных

полотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова. За эти пышные створы все

сооружение и получило название Золотых ворот.

Успенский собор Владимира был заложен в 1158 году одновременно с

началом сооружения гигантского оборонительного пояса столицы, и закончен в

1160 году. Существующее здание представляет собой сложный комплекс,

созданный в итоге двух строительных периодов. Первоначальный собор сильно

пострадал от пожара 1185 года: выгорели его деревянные связи, обгорел белый

известняк, так что восстановить собор в прежнем виде было трудно. Поэтому

зодчие князя Всеволода в 1185-1189 годах окружили его новыми стенами

(«галереями»), укрепили пилонами и связали арками с новыми стенами стены

старого собора, который оказался, как в футляре, внутри нового здания. Для

связи галерей с помещением старого собора стены последнего прорезали

большими и алыми арочными проемами, превратив их в своеобразные «столбы»

нового, более обширного храма, который получил и новую алтарную часть.

Техника кладки старого собора, как и у Золотых ворот, весьма совершенная:

точность тески камня, его кладки и возведение сводов храма и куполов глав

из более легкого материала – пористого туфа и др. Крайне обветшавший к

восемнадцатому веку вследствие множественных пожаров и переделок, собор

имел многочисленные трещины стен и арок «от пошвы до своду». Его починили,

сделали четырехскатную кровлю и внесли много искажений в его древний облик.

В 1862 году между северной стеной и колокольней был выстроен теплый

кирпичный храм Георгия. Только реставрация 1888- 1891 годов вернула

древнему храму первоначальный вид; правда, фасады в значительной мере

оказались облицованными новым камнем, была заменена и часть обветшавших

резных камней, а с запада был пристроен новый притвор.

Войдем внутрь собора и остановимся в его западной галерее. Перед нами

– прорезанный большими арками фасад старого собора. В уровне хор он опоясан

аркатурно-колончатым фризом с широким шагом арок, стройными колонками,

клиновидными консолями, кубоватыми капителями романского характера и

пояском поребрика над аркатурой. Это характерная деталь убранства, которая

пройдет отсюда через всю историю владимиро-суздальской архитектуры, а затем

войдет в архитектуру Московского государства. Место пояса связано с

конструктивным членением стены: ее нижняя часть толще, над поясом она

утоньшается, образуя над поребриком так называемый отлив. В боковых верхних

членениях фасада сохранились стройные щелевидные окна с профилированными

косяками. Пройдя в северную часть галереи, мы увидим ту же картину. Здесь

меж колонок пояса помещены небольшие окна нижнего светового яруса –

следовательно, собор был хорошо освещен.

На месте больших проемов по осям главных нефов собора следует

представить перспективные порталы, вводившие внутрь храма. В порталах

висели драгоценные «златые врата», покрытые «писанными золотом» листами

меди. Самые порталы были также окованы тонкими золочеными листами меди.

Местами из-под пилонов галереи, приложенных к стенам старого собора,

выступают края членивших его фасады пилястр. Над сводами галерей

сохранились верхние части этих фасадов, завершенные дугами закомар, и

пышные лиственные капители, венчавшие полуколонны пилястр. В закомарах и

около окон были помещены немногочисленные рельефы, частично перенесенные на

фасады Всеволодовых галерей. Над сводами на квадратном постаменте

возвышался украшенный аркатурой с полуколонками и оковкой золоченой медью

барабан главы со шлемовидным золоченым покрытием.

Пройдем внутрь первоначального собора и остановимся под его куполом.

Свободное и светлое пространство храма поражает прежде всего своей высотой.

Он действительно равнялся по высоте самой крупной постройке Древней Руси –

Софии Киевской, но был меньше по площади, и его высота оказалась особенно

остро ощутимой. Кроме того, зодчие усилили этот эффект сравнительной

легкостью шести стройных крестчатых столбов храма, как будто без усилия и

напряжения несущих своды и единственную главу собора. Из ее двенадцати окон

лился поток света, так что изображенный в куполе Христос казался как бы

парящим в воздухе. В конструкции основания этой большой главы мастера

применили своеобразный прием, введя меж больших угловых парусов восемь

малых дополнительных парусов, образовавших плавный переход от квадрата

подпружных арок к кругу барабана.

Внешний вид собора 1185-1189 годов коренным образом отличался от

начального. Галереи и новая обширная алтарная часть с ее стройными

расчлененными полуколонками апсидами была несколько ниже старого собора.

Его закомары с огромной золотой главой на квадратном постаменте поднимались

над сводами обстроек с их меньшими угловыми главами, увенчанными ажурными

крестами из прорезной золоченой меди. Композиция храма приобрела

ступенчатую ярусность, характерную для храмов X- XII веков, в частности для

крупнейших из них - Десятинной церкви и Софийского собора в Киеве. Фасады

галерей приобрели более широкие членения пилястрами; их также опоясывал

аркатурно-колончатый пояс.

Владимирский летописец не отметил точной своевременной записью начало

постройки Дмитриевского собора. Только в некрологе его строителю Всеволода

III упомянуто, что создал он на своем дворе «церковь прекрасную» святого

мученика Димитрия и дивно украсил иконами и росписью. Относительная дата

постройки памятника все-таки определяется с достаточной точностью – между

1194 и 1197 годами. В XVI-XVIII собор не раз горел. Наконец в результате

печально знаменитой «реставрации» 1837-1839годов он лишился своих

интереснейших частей – лестничных башен и галерей.

Собор принадлежит к распространенному в двенадцатом веке типу

сравнительно небольших четырехстолпных одноглавых храмов. Он был дворцовым

храмом князя Всеволода, сильнейшего феодального владыки двенадцатого века.

По высоте храм делится на три яруса. Нижний – самый высокий – почти

лишен убранства, его гладь оживляет лишь глубокое теневое пятно

перспективного портала. Средний – над колончатым поясом, несколько ниже, и

на нем сосредоточено все декоративное убранство. Строгие пилястры,

рассекающие фасады на три широких доли, полны сдержанной силы, их движение

не вырывается из рамок фасада, как бы разлагаясь в симметричном боковом

движении дуг закомар. Узкие и высокие окна с богато профилированными

амбразурами прорезают верхние части стен, как бы для того, чтобы они могли

вместить больше резных камней – они и занимают верхнюю половину фасадов над

аркатурно-колончатым поясом и украшают барабан главы. Рельефы располагаются

ровными горизонтальными «строками», за которыми глаз ясно ощущает

количество рядов каменной кладки. Колонки пояса не столько поднимаются

вверх, поддерживая аркатуру, сколько свисают вниз, подобно тяжелым плетеным

шнурам с массивными подвесками фигурных консолей. Благодаря насыщенности

пояса резьбой он уже на небольшом расстоянии представляется широкой

горизонтальной лентой, стянувшей тело храма. Первоначально собор был

окружен с трех сторон закрытыми галереями, достигавшим колончатого пояса,

а западные трети его боковых фасадов прикрывали на всю высоту вводившие на

хоры пристройки. Симметрично поставленные лестничные башни выступали по

сторонам западного фасада.

В полутора километрах от Боголюбова находится церковь Покрова на

Нерли. Когда идем к нему луговой тропой, он словно вырастает, и глаз

улавливает его постепенно появляющиеся стройные членения, темные пятна окон

и порталов. Кругом пейзаж чудесной красоты и поэтичности.

Здание построено в 1165 году в честь победы над волжскими булгарами и

принадлежит к тому же типу небольших одноглавых четырехстолпных храмов, что

и Дмитриевский собор. Весь храм словно тянется ввысь, он невесом. Алтарные

апсиды потеряли характер мощных полуцилиндров, они не столь сильно

выступают вперед и частично прикрыты очень развитыми угловыми пилястрами.

Благодаря этому достигается спокойное равновесие и симметрия, содействующие

выражению вертикального движения здания. Стены колончатого пояса чуть

наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон ощущается глазом как сильный

ракурс, возможный лишь при большой высоте здания, которую подчеркивают и

многообломные пилястры с полуколоннами, пронизывающие фасады пучками

стремительных вертикалей. В верхнем ярусе к ним присоединяются новые

вертикали профилировки закомар и узких высоких окон, поставленных прямо на

отлив. Над закомарами поднимается на своем пьедестале (он скрыт под

кровлей) стройный барабан главы, вторящий фасадным вертикалям своими узкими

окнами в обрамлении полуколонок и тающими в небе линиями древнего покрытия

главы – островерхого шлема. Средняя апсида слегка повышена и разрывает

горизонталь венчающего колончатого пояса. Ее окно также чуть приподнято и

вырывается из строя окон боковых апсид, подчеркивая ось равновесия фасада и

его легкое устремление ввысь.

VI. Заключение.

Древнерусская архитектура – это сказка. Только сказка о том, что было.

Было на самом деле. Если дать возможность говорить камням Софии

Новгородской, думается, они бы многое могли порассказать. А если серьезно,

то зодчество древней Руси – это большой и очень интересный том в

энциклопедии истории русского искусства. Эта страница нашего прошлого дала

толчок многому, что было написано на последующих страницах, и, надеюсь,

окажет влияние на то, что будет написано. Это наше прошлое, наше с вами

общее прошлое, и каким бы оно ни было, мы не должны его забывать. Даже если

и не упоминать о том, что все памятники, перечисленные и не перечисленные

выше, сами по себе представляют большую художественную ценность. Иначе мы

рискуем не дожить до будущего.

VIII.Список использованной литературы.

1. Каргер М. Новгород. – Ленинград, «Аврора», 1975.

2.София Киевская (фотоальбом) – Киев, 1984.

3.Бродский Б. Связь времен. – Москва,1984.

4.Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польско й. –

Москва, 1984.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.